ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД. ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

17 июня 2021 , 14:23

Заскучашие дети — причина многих правонарушений. Со скуки и по недосмотру они начинают выпивать (иногда с подачи взрослых), употреблять психоактивные вещества, сбиваться в компании и идти на разные преступления — кражи, угоны, драки, сексуальное насилие. К сожалению, такова официальная статистика: летом количество детских правонарушений вырастает в разы. Школьный, городской, загородный детский лагерь — может спасти ситуацию, но только если детям там интересно, а взрослые ведут контроль.

  

Натворившие бед дети могут принести неприятности педагогу, потому проще предотвратить. Делимся рекомендациями эксперта образовательного центра “Каменный город”, социального педагога Валентины Яшкиной.

  

Зона ответственности учителя за своих учеников

  

Когда ребенок находится в школе, ответственность за его жизнь и здоровье полностью лежит на педагогическом составе. Это зафиксировано в статье 28 ФЗ «Об образовании»: образовательная организация обязана «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье» учеников, а также несет в установленном законодательством порядке ответственность за их жизнь и здоровье. Как здесь распределяется ответсвенность? Учитель-предметник отвечает за безопасность ученика во время уроков, дежурный педагог или классный руководитель — во время перемены, а во время нахождения ученика на территории школы — администрация учебного заведения и лично его директор.

  

Когда ребенок находится на каникулах, то ответственность лежит на родителях и законных представителях, но не только. Если с ребенком произойдет неприятность — например, драка, ДТП или укус собаки, то школа может стать соответчиком. В учебном заведении начнутся проверки на предмет регулярной профилактической работы по безопасному поведению на дорогах, улицах, в общественных местах и при встрече с животными. Тем более это произойдет, если ученик школы совершит преступление. Если говорить о практике, то до уголовной или административной ответственности редко доходит дело, но и приятного мало.

  

Какие дети в зоне риска?

У социальных педагогов есть такая поговорка: Хорошее материальное положение не защищает детей от преступлений, а теплые доверительные отношения со значимыми взрослыми — могут. Поэтому в зону риска входят как и социально неблагополучные семьи, так и материально обеспеченные.

  

Дети из семей, где родители плохо исполняют свои обязанности или сами нарушают закон. Особенно это касается семей в трудном социальном положении. Не все дети из таких семей совершают правонарушения, но все входят в группу риска — могут последовать примеру родителей или старших братьев или сестер.

  

Дети из псевдоблагополучных семей. Опыт показывает, что все больше трудных детей вырастает в благополучных на первый взгляд семьях. Родители создают для детей комфортные материальные условия, но забывают о взаимоотношениях. Таким детям тоскливо, они часто не  умеют общаться со сверстниками, иногда у них бывают опасные увлечения.

  

Какие факторы могут спровоцировать детское правонарушение?

Алкоголь и психоактивные вещества. Официальная статистика говорит: каждое четвертое преступление подростки совершают в состоянии опьянения. При этом подростки умудряются проносить алкоголь и психоактивные вещества не только в школы, но и на территорию оздоровительного лагеря.

  

Доминантное поведение «трудных подростков». Компания, отряд в лагере — это микрогрупп, которая живет по законам групповой динамики. Это значит, что у нее есть свои лидеры и свои отверженные. В число первых чаще всего попадают трудные подростки, как самые сильные и активные. И это может стать серьезной угрозой безопасности, потому что они могут перестроить жизнь группы на свой лад: бегать ночами за сигаретами и алкоголем, драться с другими группами, травить изгоев.

  

Слабый контроль со стороны взрослых. МВД констатирует: родители слишком доверяют своим детям, что может привести к неприятностям. Например, они могут отпустить ребенка на ночь к друзьям, а он идет пить во дворы и на утро ничего не помнит.

  

Но дело не только в родителях, эта же история касается вожатых и воспитателей. Если в детском лагере дети предоставлены сами себе, то им может быть скучно и они могут чувствовать вседозволенность, а это — плохой советчик.

  

Много свободного времени. Дети от нечего делать они сбиваются в группы, бродят по городу, не знают чем себя занять. Чем интереснее жизнь у ребенка, тем меньше сил и времени на опасные увлечения.

  

Как учителю грамотно проводить профилактику?

Разговаривать с родителями. Рассказывать о правилах безопасности, последствиях, зонах ответственности и почему лучше “доверять, но проверять” ребенка. Это можно делать не только на родительских собраниях, но и в родительских чатах.

   

Разговаривать с детьми. Регулярно и по факту. Хорошо, когда дети не только слушают, но и сами изучают тему безопасности и последствий — например, в форме проектов.

  

Внедрить простые и четкие правила безопасности. Правила должны быть просты, понятны и логичны, чтобы понял даже пятилетний ребенок.

  

Усилить контроль. Дети летом расслабляются настолько, что втягиваются в плохие истории. Не нужно ходить по пятам за каждым «трудным подростком» — следите, чтобы все были на мероприятиях, тщательнее следите за отрядами перед подъемом и после отбоя (если вы вожатый в лагере).

  

А если что-то случилось с вашим подопечным и вы стали свидетелем (например, как вожатый в лагере), вызывайте родителей и полицию одновременно. Родители отвечают перед законом, а полиция расскажет, было ли преступление и чем грозит.


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее