ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

24 ноября 2020 , 13:12

Иногда у педагогов и родителей складывается впечатление, что весь наш мир погряз в пучине проектов. Проектная деятельность прочно обосновалась как в крупных компаниях и на предприятиях, от которых во многом зависит существование целых городов, так и в школах и даже в детских садах. Ведь именно с садика современные дети знакомятся с проектами, а в частности с постановкой проблемы, сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов.

 

Нужна ли проектная деятельность детям в столь юном возрасте? Как минимум подготовка к ней однозначно необходима, поскольку современное общество от проектной деятельности отказываться не намерено, более того, эта область всё более совершенствуется, особенно в техническом плане. На сегодняшний день обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, чему, по словам опытных специалистов, как раз учит проектная деятельность.

 

Заслуженные педагоги прошлого столетия закономерно отмечают, что младший школьный возраст, а иногда и старший дошкольный – наиболее благоприятные периоды для развития. У детей в этом возрасте наблюдается пик любознательности, в дальнейшем же страсть к развитию природных умений слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или вообще будет утеряно. Ребёнок 6–10 лет не только максимально активен, подвижен, но и открыт для всего нового. Поэтому многие педагоги считают, что проектную деятельность стоит активно внедрять именно в младшем школьном возрасте. В таком случае ребёнок не просто будет пассивно накапливать знания, а станет активным участником процесса обучения и исследователем, научится самостоятельно добывать знания, поэтапно искать и находить решения для разнообразных учебных и практических задач, используя различные источники получения информации.

 

Кроме того, именно задатки поисковой и исследовательской работы над проектами, заложенные на начальном этапе обучения, будут впоследствии ребёнком совершенствоваться. Также важно знать, что проектная деятельность ведёт к балансу между огромным объёмом знаний и практическими умениями, поскольку основным тезисом проектной деятельности считается: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Анализ педагогического опыта работы учителей начальной школы ещё несколько лет назад позволил определить особенности проектной деятельности детей 6–10 лет. Проект чаще всего представляет собой игру, главная цель которой – поиск новых знаний и умений с последующим их применением. Активными участниками этой игры часто являются не только дети, но и их родители, а педагог выступает в роли руководителя. С помощью такой игры формирование проектных умений перерастает в формирование универсальных учебных действий. Постепенно исполнительские роли в проектах переходят от исполнительских к инициаторским, а сами проекты переходят от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным и от групповых, что характерно для младшего возраста, к личным.

 

Люди, живущие в XXI веке, должны обладать набором качеств не только для комфортного существования в современной среде, но и для успешности. Ведь именно знающие, умеющие и успешные люди – основа для развития экономики, промышленности и социальной сферы любого региона страны. Проектная деятельность закладывает в детях задатки для формирования самостоятельной успешной личности, поэтому на такую форму обучения стоит обратить внимание педагогам при планировании как школьных, так и внеурочных мероприятий.

 

Наталья Былева


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
28 апреля, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее