ОСТОРОЖНО: ДРАКА, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ В КЛАССЕ ДЕРУТСЯ

10 ноября 2020 , 09:11

Проблема агрессивного поведения детей в школе не нова, однако от этого она не становится менее популярной и острой. Заголовки СМИ постоянно сообщают о случаях агрессивного поведения учеников в школе. Причины подобного поведения ребят младшего и старшего школьного звена разнятся, но то, что такое поведение подростков не могло сформироваться мгновенно, можно утверждать смело. Всё начинается с начальной школы. Младший школьный возраст требует детального рассмотрения ситуаций именно педагогом совместно с родителями. Привив детям определённые нормы поведения, решив их проблемы в раннем возрасте, можно избежать множества конфликтных ситуаций в подростковый период.

 

Итак, ребёнок дерется. Что делать?

 

Первое – педагог должен внимательно понаблюдать за поведением ребёнка и выяснить, в каких именно ситуациях тот использует кулаки, зубы и т. д.

 

Существуют разные причины такого поведения, рассмотрим наиболее популярные. Самая распространенная – становление ребёнка в детском коллективе посредством драки. Возможно, он ищет своё место в детском коллективе и пытается его завоевать, привлекая к себе внимание с помощью драки. Другие способы завоевания лидерских позиций могут казаться ему более сложными, а о каких-то он вообще может не знать. Данный способ связан ещё и с тем, что в Интернете и на телевидении больше всего информации именно насильственного характера, а применительно к подростковой среде – об асоциальном поведении. Это всё находится в свободном доступе для младшего школьного звена и, конечно же, оказывает негативное влияние на становлении личности учащегося. Педагогу в таких случаях важно объяснить ребёнку, что авторитета таким способом не добиться, что другие дети будут отказываться дружить с драчуном. Также необходимо показать ему приемлемые способы завоевания уважения среди сверстников.

 

В первом классе драки школьника могут возникать из-за того, что он проверяет границы дозволенного. Если драка помогла достичь ему желаемого результата, а учитель вовремя не пресёк такое поведение, ребёнок будет вести себя так же снова и снова.

 

Бывает и такое, что ребенок из достаточно авторитарной семьи, где много правил и запретов, наказаний, дерётся в школе. Родители пребывают в недоумении, ведь дома всё хорошо. Психологи объясняют, что таким образом школьник снимает напряжение, выплёскивает гнев и протестует против оказанного на него давления дома.

 

Новые жизненные обстоятельства также могут травмировать ребёнка и способствовать его агрессивному поведению. Например, развод родителей, рождение младшего брата или сестры, переезд на новое место жительства и т. д. В таких случаях на помощь призывают всех членов семьи, родственников или даже психологов, чтобы помочь школьнику адаптироваться к новым условиям жизни.

 

К драке могут прибегать и дети с низкой самооценкой. Они воспринимают мир как агрессоры и всегда чувствуют опасность со стороны сверстников и взрослых, потому настроены враждебно по отношению к окружающим. Поэтому в любой сложной ситуации такие дети нападают первыми, дабы защитить себя.

 

После тщательного наблюдения за ребёнком учитель сможет выяснить, что пытается тот транслировать своим поведением. Узнав мотивы, педагог будет способен объяснить школьнику, как мирным путём можно получить желаемое.

 

Психологи советуют как педагогам, так и родителям прививать детям сопереживание и умение выражать свои чувства через сценки, ролевые игры (разыгрывание конфликтных ситуаций, где агрессор должен примерить на себя все роли, в том числе потерпевшей стороны), а также через чтение художественной литературы по теме. Важно показать им тех героев фильмов и сказок, которые добивались желаемого мирным путём, без применения насилия.

 

Кроме того, рассуждать о значении пословиц, связанных с темой агрессивного поведения, – хороший способ заставить детей думать, размышлять, анализировать.

 

Учителю, равно как и родителям, важно знать, что нельзя категорически запрещать детям проявлять злость и сердиться. Для выражения этих эмоций нужно подобрать приемлемые способы. Например, дома – побить боксёрскую грушу, а в школе – поговорить о своём состоянии, написать о нём, нарисовать его, порвать или смять листки бумаги и т. д. В классе можно прописать правила допустимого и недопустимого поведения, сделать полочку для снятия стресса, где могут находиться мешочек или стакан (чтобы кричать в него и выпускать злость), бумага и карандаши с ручкой для рисования и описания своих чувств, бумага для утилизации (чтобы рвать, мять, выбрасывать её).

 

Агрессия есть в каждом человеке. Важно объяснить ребёнку, как правильно справляться со своими чувствами, управлять ими. И важно это сделать именно в начальной школе, чтобы потом, в подростковом возрасте, не пришлось решать целый комплекс проблем агрессивного ученика.

 

Наталья Былева


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее