Алла Астафьева: «Актёр должен настраивать свой главный инструмент – самого себя»

23 января 2020 , 08:45

Мы сидим вместе с Аллой Львовной Астафьевой в комнатке за репетиционной. Всё утопает в реквизите и костюмах: привычная театральная обстановка. «Ты знаешь, – смеётся Алла Львовна, – после новогодних ёлок я захожу сюда с мыслью навести порядок, оглядываюсь, затем думаю: “а, ладно”, и выхожу». Самое главное, что при этом она прекрасно выглядит: в длинном тёмно-зелёном платье есть что-то новогоднее. А, может, и не нужен «порядок»? Ведь именно с беспорядка всё и началось.

 

«Когда мне было лет пять, – рассказывает Алла Львовна, – моя старшая сестра, только окончившая школу, работала в костюмерной Драматического театра. Однажды, ей нужно было отлучиться, и она закрыла меня в этой комнате, переполненной шикарными платьями, шлейфами, шляпами... И вдруг мне показалось, что костюмы зашевелились и ожили! Я неотрывно смотрела на них, а они всё жили своей неведомой жизнью! Почему-то тот давнишний эпизод я хорошо запомнила, и до сих пор, когда погружаюсь в воспоминания, кожей чувствую тот детский ужас. Я помню, что закричала и бросилась к двери, пытаясь выбраться наружу. На мои крики сбежалась почти вся театральная труппа. Меня вызволили и со смехом сказали, что “это будет театральный ребёнок!”»

 

Родители Аллы Львовны познакомились на Заводе им. Ленина, где тогда работали. В семье всегда царила лёгкость: на праздниках вместе собирались родные, друзья семьи, а дети с удовольствием радовали взрослых концертами: маленькая девочка думала, что в таком вдохновенно-приподнятом настроении живут все семьи.

 

«В нашей компании очень любили детей, – вспоминает Алла Львовна. – Мы всегда были инициаторами семейных концертов, нас и не приходилось просить об этом. Напротив, иногда просили не делать. Семьи в тот период были большими, а я среди всех была ещё и самая младшая. Что ни делала, всё было прекрасно: это меня и вдохновляло на дальнейшую творческую деятельность».

 

Алле Львовне не было ещё и десяти лет, когда у неё появилась идея, которую поддержали даже взрослые: организовывать концерты в своём дворе. Её семья жила напротив бывшего кинотеатра «Молот». Здесь все друг друга знали. «Мы продумывали всё очень детально, вплоть до зрительских мест в виде лавочек, на которых обычно сидели бабушки и дедушки, придумали и рисовали афиши. На концертах я с удовольствием читала стихи, брала на себя роль ведущего, принимала участие в сценках. Разве что не пела».

 

В десять лет девочка начала заниматься в драматическом кружке во Дворце им. Ленина под руководством прекрасного педагога Марины Андреевны Оленёвой. «Все девочки в кружке хотели стать актрисами. Желательно, известными. Моя первая роль была в новогодних ёлках: я играла четвёртого Ничевока во втором составе. Но при этом я чувствовала такую творческую свободу в самовыражении! Мне нравилась работа со зрителем и партнёрами. Конечно, будучи ребёнком, я делала всё эмоционально-интуитивно.

Кружок быстро преобразовался в театр-студию. Моя подруга Лена придумала название: «КОД» (Контакт. Органика. Действие). Коллектив театра стал для меня второй семьёй. С некоторыми студийцами меня до сих пор связывает крепкая дружба. Сейчас театр-студия «КОД» Дворца Детского (Юношеского) Творчества города Перми – один из лучших коллективов региона».

 

После школы Алла Львовна не мыслила своей жизни без театра. Однако, актёрское отделение в институте культуры в 1987 году ещё не открыли, а в другой город родители её не отпустили. Она сознательно завалила экзамены в педагогический институт и поступила в педагогическое училище: после окончания десяти классов учиться там оставалось два с небольшим года. Параллельно она работала вторым педагогом у Марины Андреевны в «КОДе» и играла в репертуарных спектаклях этого начинавшего крепнуть театра.

 

Со своим мужем она тоже познакомилась в «КОДе». После, когда начинающий режиссёр ставила свой дипломный спектакль, он исполнил в нём одну из ролей.

 

А поступила на заочное отделение режиссёрского факультета института культуры Алла Львовна в 1990 году. Курс тогда набирал Анатолий Афанасьевич Савин, именем которого сейчас назван Лысьвенский театр драмы.

 

«Самое большое изменение, произошедшее во мне во время учёбы, – вспоминает Алла Львовна, – это осознание того, что в театре есть много «математики». Я привыкла пропускать каждую роль через собственные чувства и собственный опыт. Но при этом, Анатолий Афанасьевич говорил: а если в следующий раз будет не то настроение, не то состояние? Поэтому я с удовольствием постигала актёрско-режиссёрское ремесло. За время учёбы я встретила много интересных и талантливых людей, – всем им я благодарна за возможность общения и саморазвития».

 

Благодаря тому, что Алла Львовна училась на заочном отделении, она могла продолжать работу. С 17 лет она вела младшие группы. Ей было легко работать с детьми. «Во-первых, я получала педагогическое образование. Во-вторых, на тот момент уже существовали хорошие педагогические методики, которые были мне интересны и очень помогали в работе. А когда мы совмещали их с актёрским мастерством, выходило вообще здорово. Многое мне приходилось адаптировать и изменять, многие упражнения я придумывала сама, в дальнейшем накопленный опыт позволил мне сделать авторскую программу.

Для меня и сейчас прежде всего важно раскрыть творческий потенциал своих воспитанников, их способности, дать им надышаться этой театральной атмосферой. Я стараюсь развивать в детях коммуникативные навыки, умение смотреть и видеть, слушать и слышать.

Любой театральный коллектив — одна семья. Здесь очень важно уважение друг к другу. К сожалению, современные дети больше нацелены на личностный результат, чем на командную работу. Не все понимают, что результат будет только тогда, когда в процесс включатся все. При этом личность никуда не потеряется, а, напротив, проявится».

 

В театре «Прозус» Алла Львовна оказалась в 1996 году. Её пригласила туда режиссёр театра Наталья Павловна Русских – играть в спектаклях и работать в качестве педагога на младших группах.

 

В 2007 году Алла Львовна организовала свой коллектив – Эстрадно-театральную студию «Прозус-Д», которая обосновалась во Дворце Детского (Юношеского) Творчества. Сейчас это большой и дружный коллектив ребят, пробующих себя в эстрадном (ведение концертов, игровые программы, анимационная деятельность) и театральном (учебные и репертуарные спектакли) направлениях.

 

«Мне всегда тяжело расставаться с выпускниками, ведь каждый из них индивидуален и самобытен. За время творческого пути мы многое проходим вместе: спектакли, гастроли, концерты, конкурсы…

Тем из своих воспитанников, кто на полном серьёзе собирается поступать в театральный ВУЗ и в ком я вижу реальные способности, я рассказываю о всех внутренних рисках профессии: низкой зарплате, труднейшем поиске работы, необходимости постоянно продвигать и отстаивать себя и своё место в театральном мире. Объясняю, что не всех будут показывать по телевизору. – Смеётся. – Я вожу своих учеников на показы студентов института культуры. Там у них есть возможность пообщаться с будущими актёрами и педагогами, наблюдать результаты их работы. По большому счёту, всестороннее развитие – это и есть залог будущего актёрского успеха. Как музыкант настраивает свой инструмент, так и актёр должен настроить свой главный инструмент – самого себя.

Если ребёнок захочет учиться на актера, то никакие трудности не покажется ему помехой. Обязательно нужно попробовать себя, иначе, потом будешь жалеть. Мне приятно, что выпускникам, которые обучаются не на профильных направлениях, помогает пройденная школа «Прозуса».

 

В этом году воспитанники «Прозуса-Д» сыграли 43 новогодних спектакля. Эта работа становится неотъемлемой частью их театральной жизни. Она приучает студийцев к самостоятельности, дисциплине, помогает раскрыть творческий потенциал и сплачивает коллектив.

 

«Сейчас мне хочется поработать с хорошей драматургией, поставить спектакль, в котором выйдут достойные актерские работы, дать молодым актерам возможность учиться и развиваться. Хочется делать то, что нравится мне и ребятам. Мы любим вместе читать пьесы, а затем обсуждать их, любим собираться всем коллективом на капустниках и говорить о том, что нас волнует, открывать на квартирниках новую для себя литературу и покорять сердца зрителей на студийном конкурсе «Пародии и имитации». Чем хорош детский театральный коллектив? Мы имеем право пробовать и ошибаться, смело экспериментировать и неустанно искать себя!»

 

Дарья Давыдова


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее