Ни года без благодарности

17 октября 2019 , 05:58

Галина Кузьминична Дюпина родилась в Кунгуре 2 мая 1936 года. По соседству с её домом жила учительница начальных классов Галина Петровна. Галина Кузьминична безумно любила её. «Когда началась Великая Отечественная война, – вспоминает она, – мне было всего пять лет. И, несмотря на то, что я была такая маленькая, Галина Петровна часто разговаривала со мной. Она рассказывала мне сказки: добрые и светлые, тем самым будто бы уберегая меня от войны. После общения с ней я решила, что буду только учителем».

 

В школу Галина Кузьминична пошла уже к концу войны и, к сожалению, не попала в класс Галины Петровны. Её первой учительницей стала Мария Ивановна Мальцева. «Я очень расстроилась, – говорит Галина Кузьминична, – но до этого ли было? Когда закончилась война, люди несказанно радовались и, при этом, плакали. По всему городу был слышен счастливый, но одновременно горький крик, ведь в каждой семье кто-то не вернулся с фронта.

 

Но жизнь в послевоенный период была не менее тяжёлой, чем в военный: приходилось переносить голод и холод. По ночам воры забирались на чужие территории и, закрыв хозяев в доме, обкрадывали участки. Иногда моей маме с другими женщинами города приходилось собирать остатки колосков на полях. Ведь это была такая малость, однак, всегда боялись попасться. Зато мы очень радовались, если удавалось что-то добыть: дома папа сам соорудил мельницу, и мы делали муку».

 

Как рассказывает Галина Кузьминична, из съестного никогда и ничего не выбрасывали. Картофельные очистки считались большим лакомством. Весной и летом с аппетитом ели кислицу.

 

В школе, где училась Галина Кузьминична, в обеденный перерыв детям выдавали по четвертинке хлеба и по чайной ложке сахара или по кусочку колотого сахара сверху. «Мы всегда ждали большой перемены. Какая учёба? Учёба даже в голову не шла, до того нам хотелось есть, – смеётся женщина. – Я помню, какие очереди были в тот период в продуктовые магазины: их занимали с вечера. Мы с младшим братом жалели маму и сами ходили за хлебом, который только-только появился в магазинах. Детей часто старались не замечать и выталкивали из очередей. Зато, если удавалось купить буханку пеклеванного, это было такое счастье! Хлеб тогда был пушистый, ноздреватый! Мы, не удерживаясь, тут же ломали его и приходили домой с поломанной буханкой. Конечно, нам доставалось, но такова была жизнь. Позже родители купили корову, и там уже стало легче».

 

Галина Кузьминична уверена, что пусть и не обильная, зато натуральная пища – секрет долголетия военного поколения. «Мой папа дожил до 78, а мама – до 86. Несмотря на лишения, мы не болели. Что до физической усталости, так мы привыкли работать с самого детства, поэтому тяжёлый труд никак не сказывался на нашем организме», – говорит Галина Кузьминична.

 

Совсем маленькими детьми в военный период Галина Кузьминична и её брат рыли окопы вдоль леса наравне со взрослыми. В этих окопах горожане прятались во время воздушных атак. Приходилось стирать бельё для военных, содержащихся в городском госпитале, а это было не так просто: кровь почти не отстирывалась. «В госпитале я начала понимать, зачем мне нужны школьные знания: как-то раз, пришлось писать письмо домой для солдата, у которого не было рук. Я, маленькая девочка, сидела и медленно вычерчивала печатные буквы», – вспоминает Галина Кузьминична.

 

После окончания восьмого класса Галина Кузьминична поступила в педагогическое училище в Кунгуре. После окончания отправилась работать в Пермь, где жила её старшая сестра. В школы молодую учительницу принимать не хотели, и ей пришлось устроиться в универмаг ученицей в отдел тканей. «Меня учили натягивать ткань для продажи. После этого я поняла, почему, когда я покупаю ткань и прошу отрезать определённую длину, мне после всегда не хватает, – смеётся Галина Кузьминична. – Как-то раз к нам в универмаг зашла моя первая учительница Мария Ивановна. Я хотела спрятаться от неё под прилавком, но не успела. Она спросила, мол, что я тут делаю. Пришлось рассказать, что работу в школе я не нашла».

 

Вскоре подоспела помощь. Галина Кузьминична начала педагогический путь в МАОУ «СОШ №58» в микрорайоне Костарёво. После ей предложили должность педагога продлйнной группы в МАОУ «СОШ №49». «Помимо занятий, я должна была выполнять домашнее задание вместе с детьми и водить их в столовую. Наш директор Алексей Александрович был очень солидным и властным мужчиной. Перед ним я всегда сидела как пришибленная – боялась, что не справляюсь, хотя и проходила практику. Но за дисциплину мне никогда не было стыдно», – рассказывает Галина Кузьминична.

 

Первым её классом стал 4 «Г» – огромный, шумный и неугомонный. «Из 43 человек в классе 26 были совершенно неуспевающие, – рассказывает Галина Кузьминична. – Мы учились в первую смену, но всю вторую смену я по собственной инициативе занималась с отстающими. Мы располагались там, где придётся. Зато уже во вторую четверть учебного года количество отстающих сократилось до 16.

 

А после уроков я всегда посещала родителей своих учеников, и это было крайне тяжело. Вечер, темнеет рано. Школа тогда находилась в частном секторе. Улицы были плохо освещённые, грязные – где-то из-за осенних луж и глины было невозможно пройти. А в домах меня ждали измождённые матери и пьяные отцы – большинство тогда работали на заводе им. Ленина. Время было тяжёлое, люди ещё были поглощены событиями войны, не видели перспектив и спивались. Я мыслила просто: это восстановительный период, и я должна помогать. Удивляюсь, как мне только хватало смелости!».

 

Молодой человек Галина Кузьминичны Пётр Алексеевич Дюпин служил тогда в армии, в военно-морском флоте на Тихом океане. «Кроме работы, я не была чем-либо обременена, – вспоминает Галина Кузьминична, – поэтому ходила на вокал, на танцы, на читки стихов. На один из творческих вечеров к нам заглянул Лев Александрович Леденцов, который начал ухаживать за мной. По образованию он был геологом, учился в Свердловске, а когда начал работать – пошли частые командировки. Ради меня, он рассчитался с такой работы и переехал жить в Пермь. Но я была с ним честна, сказала, что жду молодого человека из армии. А служить ему нужно было четыре года – мыслимый ли срок! И Леденцов был уверен, что я остыну, поэтому, дежурил возле меня. Когда я провожала своего любимого в армию, у меня были чувства, и я тоже боялась, что они угаснут. Однако спустя три года службы ему удалось приехать ко мне в отпуск: тогда я поняла, что чувства не только не прошли, они переросли в любовь!».

 

Летом Галина Кузьминична ездила вместе со своими подопечными в трудовой лагерь в Голованово. Вся бригада работала в поле: занимались прополкой, окучиванием картошки, а по вечерам устраивали танцы. «Конечно, в этих условиях я очень сближалась со своими детьми, и после многие старшеклассники даже проявляли ко мне симпатию – я же была совсем молодая! Конечно, я была непреклонна, но, скажу честно, это только усиливало мою любовь к школе», – смеётся учительница.

 

В 1962 году Галина Кузьминична стала директором пермского Дома учителя. Она поступила в высшую профсоюзную школу Ленинграда, где заочно училась 5 лет и теперь могла заниматься культмассовой работой. По совместительству Галина Кузьминична продолжала работать в родной 49-й, 54-й и 59-й школах.

 

Проработав 15 лет в Доме учителя, Галина Кузьминична перешла в Дом культуры строителя, начав с заведующей культмассовым отделом. Затем она стала инструктором по детской работе и по кино. «Я была очень рада тому, что вновь работаю с детьми. За период разлуки почувствовала, насколько сильно соскучилась по ним», – говорит Галина Кузьминична.

 

После она стала заведующей отдела культуры в администрации Дзержинского района города Перми. «Меня вдохновляла идея руководства как свобода творчества, однако работа с детьми никогда не выходила у меня из головы. В любом случае, когда удаётся организованное тобой мероприятие, ты получаешь удовлетворение, – объясняет Галина Кузьминична. – К тебе обращаются люди с вопросами: а когда ещё будет подобное? Например, моей авторской программой стали вечера «25+/-5» – от посетителей не было отбоя! Я старалась звать женщин и мужчин в равном количестве, и на этих вечерах действительно знакомились, а после создавали семьи!»

 

А когда Галина Кузьминична собралась выйти на пенсию, её пригласили на работу в Общество охраны памятников ответственным секретарём по Ленинскому району. «И разве я могла не пойти? Мы занимались ремонтом и восстановлением памятников, открытием мемориальных досок. И я увлеклась и с удовольствием ходила по предприятиям, искренне убеждая их в важности дела. В 2002 году меня опять перехватили, уговорив возглавить Совет ветеранов педагогического труда в Мотовилихинском районе и по городу в целом. Я работала с удовольствием. Ведь это была помощь моим бывшим коллегам – учителям, а отдел народного образования всегда шёл мне навстречу. В те времена даже выделяли машины для того, чтобы навещать больных или увозить нуждающихся в больницы.

 

Почему во мне так нуждались? Пожалуй, потому, что всю свою трудовую деятельность я была на виду: все окружающие имели возможность наблюдать, как я работаю, какие мероприятия провожу. А люди с них всегда уходили благодарные. А когда работаешь с большой аудиторией, не хочется выглядеть плохо, поэтому, я работала честно. Сейчас же я живу этим общением, ведь оно мне просто необходимо! – признаётся Галина Кузьминична. – В прошлом году Совету ветеранов исполнилось 60 лет, и я вновь была организатором этого мероприятия. Всё прошло хорошо, и я подметила, что с начала моей трудовой деятельности и до сих пор я непрерывно работаю, работаю, работаю… Зато каждый год я получаю благодарности. И в этих благодарностях тоже не было ни одного перерыва!»

 

Записала Дарья Давыдова


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее