Людмила Серикова: «Мы вступаем в новый год уверенно»

2 сентября 2019 , 04:42

Каким должно быть школьное образование? Чем наполнено? Куда оно движется? Что ждёт каждого из участников образовательного процесса? Эти вопросы становятся особенно актуальными в канун нового учебного года. А кто же может лучше и полнее на них ответить, если не тот, кто стоит у руля? «Перемена-Пермь» побывала в гостях у Людмилы Владиславовны Сериковой, начальника департамента образования администрации г. Перми.

 

На эту встречу мы не могли не взять наших юнкоров: Максима Черенёва (гимназия №7), Репсиме Зурнаджян (школа №123) и Катю Микову (школа №37). Людмила Владиславовна также пригласила гостей: радиожурналиста Тамару Михайловну Ромащенко, Нину Яковлевну Мельчакову, директора гимназии №33, Светлану Витальевну Ларькову, заместителя начальника по управлению персоналом департамента образования, Люцию Рифовну Мутагарову, учителя гимназии №33 и Ларису Ивановну Рябову, директора школы №132. С первых минут разговор повели о социальном проектировании.

 

 

Социальные практики в школе

Людмила Серикова: Друзья, на наше интервью я пригласила коллег, чтобы беседа была наполнена разными мнениями и комментариями. Здесь представители гимназии №33 и школы №132. Почему? Уже много лет команды этих учреждений развивают в школах социальные и волонтёрские инициативы.

Нина Мельчакова: Социальная активность детей в школе позволяет им научиться взаимодействовать с людьми. Социальные проекты ёмкие, включают в себя решение многих задач одновременно. Наше направление – работа с разными семьями. Мы начинали с гимназии, района, теперь участвуем в городских, краевых и российских проектах. В конкурсе грантов администрации г. Перми «Город – это мы» команда нашей гимназии выигрывала трижды: два раза – как партнёры проекта, в этом году – как его организаторы. Включить обычного школьника в проектную деятельность – непростая задача! Ребятам надо самим почувствовать социальную значимость проекта, найти способ решения проблемы. А для этого им надо взаимодействовать с партнёрами, находить возможности, средства, волонтёров… В прошлом году мы освоили технологию краудфандинга – зарабатывания денежных средств для реализации своего проекта. Пошли этим путём, потому что понимаем, как важно дать ребенку новые технологии решения социальных задач! В ноябре 2018 года у нас прошёл фестиваль «Субботея». Фестиваль включал много форматов. Например, во время литературного конкурса «Читаем вместе» на сцену поднимались семьи и читали стихи русских поэтов. Это было так трогательно!

Люция Мутагарова: А мы с ребятами делали новогодние представления для детей с диагнозом ДЦП, которые почти не покидают свои дома. После первого такого опыта наши маленькие зрители подходили и обнимали меня, а потом участники проекта удивлялись: «Как Вы, Люция Рифовна, их обнимаете, они же другие!» Зато к последней встрече школьники сами не выпускали из объятий ребят с особенностями здоровья.

Людмила Серикова: Вот видите! Благодаря проекту дети преодолели свой первый барьер. Увидели, что бывают разные ситуации и разные дети. Именно ради таких результатов мы и подготовили к началу нового учебного года сборник «Навигатор», в котором собраны контакты общественных организаций города. Его вручили руководителям школ. Хотим, чтобы педагогические коллективы расширяли взаимодействие с общественниками.

Катя Микова: Людмила Владиславовна, а какие школы Вы считаете опорными по внедрению инклюзивного пространства?

Людмила Серикова: В Перми более 80 школ работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. С каждым годом число таких детей неуклонно растёт. В этом учебном году их будет около 5000. И это хорошо, что они идут в класс, чтобы учиться рядом со здоровыми одноклассниками! Лидеры по созданию инклюзивного пространства – школы №№ 114, 1, 47. А какие есть инструменты для внедрения такой среды? Хороший пример – проект школы №132.

Лариса Рябова: Мы являемся региональным координатором федерального проекта «УчимЗнаем. Заботливая школа», в рамках которого вот уже два года педагоги 132-й организуют обучение и внеурочную деятельность для пациентов онкогематологического отделения Краевой детской клинической больницы. За это время в проекте приняли участие 95 детей с онкопатологией. В 2019 году у нас был первый выпуск! Наши школьники изготовили для сверстников из онкоцентра выпускные ленточки! И с волнением следили за их дальнейшей судьбой. Мы очень гордимся тем, что один из мальчиков поступил после 9-го класса в томский техникум. В решении организационных вопросов по работе с ребятами из онкоцентра нам очень помогает фонд «Берегиня».

 

 

Всё начинается с энтузиастов!

Максим Черенёв: А как можно подготовить педагогов к работе с особенными детьми? Это же тяжело?

Лариса Рябова: Учителя 132-й обучались с помощью технологий мобильного электронного образования.

Нина Мельчакова: А в нашей гимназии всё началось в 2000-х, когда мы создали интегрированный класс. Этот проект возглавил известный теперь учитель Юрий Владимирович Чудинов. Рядом с ним были стажёры. Так и передавался опыт.

Людмила Серикова: Мне кажется, что такие проекты всегда начинаются с появления в школе учителей-энтузиастов. Тех, у кого есть особый дар милосердия и сердечности. Другие наблюдают и включаются. Посмотрите, как пермский проект «Тетрадка дружбы» охватил всю Россию и другие страны. В этом году пермские учителя и школьники побывали на конференции в Женеве, где как раз говорили об инклюзивном образовании и социальном проектировании.

Катя Микова: Кстати, о масштабных проектах. А что ждёт в этом году проект «Золотой резерв»? Как он будет развиваться?

Людмила Серикова: Этот проект направлен на создание условий для выбора ребятами будущей профессии. Сейчас мы готовимся к важному событию – награждению 100 лучших «резервистов». Они получат премию главы города Дмитрия Ивановича Самойлова. В этом году планируем привлечь в проект ребят, нацеленных на получение среднего технического образования. Для них будет открыто несколько площадок в колледжах и техникумах. Появится проектная школа – аналог губернаторской школы. 150 учащихся, отобранных среди лучших, будут работать с тьюторами-наставниками из Агентства стратегических инициатив. Цель школы: разработка ребятами проектов, направленных на улучшение качества жизни в Перми. Более активным станет участие вузов в мероприятиях «Золотого резерва». Так, ПНИПУ нынче организует зимнюю школу по естественнонаучному направлению. Весной этого года было заключено 196 соглашений. Это значит, что у 196 старшеклассников есть тьютор – сотрудник предприятия. Сейчас мы хотим узнать, каких результатов достигли эти школьники. Будем следить за историями успеха «резервистов» спустя 5-10 лет после их участия в проекте.

Тамара Ромащенко: Многие проекты, начавшиеся в Пермском крае, оценены на федеральном уровне. В их числе и «Золотой резерв».

Людмила Серикова: Пермь идёт, опережая время. Видимо, мы умеем чувствовать, какие тренды востребованы, что актуально. В августе в Челябинске были оценены муниципальные проекты со всей России, из них признание получили три проекта департамента образования администрации г. Перми: «Лига дошкольных спортивных клубов», «Личный кабинет дошкольника» и «Мужчина в образовании».

 

 

Растим школьных «пап»

Светлана Ларькова: Проект «Мужчина в образовании» был придуман, чтобы привлечь к работе в сфере образования молодых креативных педагогов-мужчин. Сегодня только 10% всех кадров в школах составляют представители сильного пола. Хочется, чтобы их было больше! Телеведущий Павел Кузнецов, член жюри конкурса, сказал: «Как в семье у каждого ребёнка должны быть оба родителя, так и в школе – учитель-мама и учитель-папа». Эти слова запали мне в душу. У конкурса растёт популярность. В 2018 году в нём приняли участие 84 человека, в 2019 – 120. Самому младшему участнику было 20, старшему – 74 года. В этом году конкурс будет открытым. Это означает, что в нём смогут принять участие не только пермские педагоги, но и учителя, живущие в Пермском крае и даже за его пределами.

Катя Микова: Людмила Владиславовна, многих волнует вопрос реорганизации школ. Какие в этом объединении есть плюсы?

Людмила Серикова: Время вносит свои коррективы. Для улучшения качества образования мы вступили в процесс объединения школ. Согласитесь, возможности двух педагогических коллективов шире, чем одного! Если раньше, например, был в школе один химик-предметник, после объединения их будет три. А это целая команда уже! Так, объединение школ №№32 и 52 позволило ученикам-спортсменам пользоваться тремя спортивными залами. Кроме того, дети реорганизованных школ получают возможность расширять границы общения. А это особенно важно для старшеклассников. Мы готовы к открытому диалогу о процессе реорганизации школ.

 

 

Уверенно вступаем в год

Репсиме Зунраджян: Можно ли сказать, что в школах будет развиваться практикоориентированное обучение?

Людмила Серикова: По-моему, всю беседу мы и говорим об этом, Репсиме! Школа меняется. Хотя ещё можно встретить людей, которые считают, что здесь учат только математике и русскому языку.

Наталья Ханова: Хочется задать вечный вопрос: как достать детей из смартфонов? Как развернуть их в сторону живого общения?

Людмила Серикова: А нужно ли доставать? Я не за то, чтобы сетевое общение затмило очное. Но я прекрасно понимаю, что нельзя просто запретить ребёнку общеаться в сети! Необходимо формировать культуру общения в виртуальном пространстве, создавать сообщества, которые будут наполнены позитивом, полезной информацией. Это теперь такая форма существования, другая реальность. И надо учиться в ней жить.

Наталья Ханова: Людмила Владиславовна, Ваши пожелания в преддверии нового учебного года педагогам, родителям, школьникам.

Людмила Серикова: Пермское образование уверенно начинает учебный год. Это точно. Я вижу позитивно настроенных коллег. Мы поднимаем важные вопросы. И умеем их решать. Мы делаем проекты не ради проектов, а для серьёзных, глубоких изменений в отрасли, для повышения качества образования, культуры общения, для обеспечения максимального внимания к любому ребёнку и взрослому. Я желаю нашим школам крепких педагогических коллективов. И чтобы все идеи воплощались в жизнь!

 

Наталья Ханова
Фото: Маргарита Пешина


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее