Все как один: зачем нужна школьная форма и почему ученики не хотят её носить

20 ноября 2019 , 06:43

Школьная форма была введена в России почти 200 лет назад. За это время она претерпела множество изменений, но и сегодня остаётся главным ученическим атрибутом. Единый стиль – просто дань эстетике, или одежда действительно может влиять на учебный процесс? Разбираемся с психологом Института социальных услуг и инноваций АНО «ВЕКТОР» Александром Бизяевым.

 

Форменные противоречия

Есть много противоречивых мнений на счёт того, для чего нужна школьная форма и нужна ли вообще. Основные аргументы «за»:

- Она скрывает видимую разницу между учениками из семей с разным достатком, чтобы детям было комфортнее общаться друг с другом.

- Дисциплинирует и помогает настроиться на учебный лад.

- Даёт чувство принадлежности к чему-то значимому, к определённой социальной группе (это одна из потребностей детей, особенно в подростковом возрасте).

- Позволяет сократить траты на гардероб.

 

У этих доводов есть и обратная сторона. Даже одинаково одетые дети найдут способ продемонстрировать социальный статус (например, с помощью телефонов и других гаджетов). С экономией тоже всё неоднозначно – ребёнку нужна одежда и помимо формы, так что расходов не избежать. Что касается ощущения принадлежности, здесь важно, чтобы ученик на самом деле хотел быть частью этой школы, этого коллектива. Если у него есть какие-то проблемы в данной среде, то относящийся к ней костюм будет вызывать лишь негативные эмоции.

 

Возрастные особенности

В зависимости от возраста, школьники по-разному относятся к требованию носить форму. Ученики младших классов сильно зависят от взрослых: если последние говорят, что нужно надевать вот это – значит, так и следует поступать. Кроме того, детям часто хочется выглядеть старше, и форма как раз в этом помогает: надевая её, они чувствуют себя похожими на родителей, которые ходят на работу в строгой деловой одежде.

 

Во время переходного периода начинаются поиски себя, подростки задаются вопросами: кто я? как меня видят другие? Возможность проявлять индивидуальность становится особенно значимой, и ограничения в одежде ощущаются острее – соответственно, нарушения дресс-кода возникают чаще.

 

Пренебрежение правилами или способ самовыражения?

Когда отношения с одноклассниками и учителями складываются хорошо, а на уроках всё получается, ребёнок легко свыкается с мыслью об обязательном ношении формы. В этом случае он находит другие, не связанные с внешним видом, пути проявить себя. Но если он всё же пытается выделиться, например, с помощью необычной причёски, пирсинга и т.п., то нередко сталкивается с негативной реакцией педагогов.

 

Понятно, что есть некоторые ограничения и социальные нормы. Так все знают, что в рабочей или учебной обстановке неуместна откровенная, вызывающая одежда, потому что она может отвлекать других людей. Дети и сами это чувствуют – вряд ли они придут в школу в том же, в чём бы отправились на дискотеку. А когда ученик просто покрасил волосы в другой цвет, в этом, я считаю, нет ничего плохого. Он никак не воздействует на окружающих и не нарушает учебный процесс, просто выбрал именно такой способ показать: я отличаюсь.

 

Оптимальный дресс-код

Школьная форма на самом деле выполняет те полезные функции, которые мы назвали выше: дисциплина, повышение учебной мотивации, ощущение сопричастности. Однако, на мой взгляд, лучше, чтобы было предусмотрено несколько её вариантов. Допустим, школой предписаны определённые цвета, но можно самим подобрать подходящий фасон и материал. Во-первых, это важно с точки зрения комфорта ребёнка – ему должно быть удобно в той одежде, в которой он сидит по 6-7 уроков. Во-вторых, в этом случае у него остаются свобода выбора и возможность проявить индивидуальность.

 

Не запрещать, а выйти на диалог

Если ученик систематически пренебрегает требованиями к внешнему виду, нужно выяснить причину. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание или реализовать другие неудовлетворённые потребности. Может быть и такое, что ему в этой одежде элементарно неудобно. Здесь должен быть индивидуальный подход в каждой ситуации.

 

Любое замечание касательно внешности важно делать очень аккуратно, не переходя на личности. Кроме того, когда дети сталкиваются с директивными запретами, то отвечают сопротивлением, а это уже действительно может негативно отразиться на учебном процессе. Поэтому единственный эффективный метод преодолеть разногласия – разговор на равных, который поможет услышать друг друга и прийти к взаимопониманию.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
Сегодня, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее