Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»

13 августа, 05:16

Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным  подросткам выбрать будущую профессию.

 

– Раиса Алексеевна, как сегодня правильнее называть направление работы со школьниками, которое помогает им определиться с будущей профессией: «профориентация» или «профессиональное самоопределение? 

 

Я считаю, что понятие «профориентация» более узкое — это начальный этап профессионального самоопределения, когда ребята не просто узнают что-то о профессии, а начинают пробовать себя в ней, проходить профессиональные пробы и практики на предприятиях и в организациях.

 

Когда можно начинать готовить ребёнка к профессиональному самоопределению?

 

Выявлять склонности к разным видам деятельности можно с детского сада. Но систематическую работу мы начинаем с 6-го класса: от знакомства с профессиями и бесед с детьми до конкретных профессиональных проб и практик. Например, в наших Инженерных школах образовательная программа построена так, чтобы и изучать определённые профессии, и практиковаться в самых разных направлениях.

 

– А есть какое-то различие между городскими и сельскими ребятами в выборе профессии?

 

Существенной разницы нет. И те, и другие дети выбирают самые разнообразные профессии – от сельского хозяйства до космических полётов. Важно, чтобы каждый ребёнок занимался тем, что ему действительно нравится. Однако сельские дети бывают прагматичнее и чаще выбирают профессию, которая, по их мнению, обеспечит им достойное будущее.

 

– Как у современных подростков с пониманием того, кем они хотят быть?

 

К сожалению, многие выпускники при окончании школы выбирают не будущее место работы, а колледж или вуз, в который они хотят поступить. Однако правильнее было бы сначала определиться с будущей профессией и потенциальным местом работы, а затем выбрать учебное заведение, соответствующее выбранной специальности. Наша задача – помочь ученикам следовать именно этому пути.

Например, ученица 10-го класса Школы старшеклассников из Чусового интересовалась профессией диджея на радио. Во время учебной профессиональной практики она 2 недели вела радиопередачи. Вывод, который сделала школьница: «Спасибо этим двум неделям. Я точно поняла, что не хочу быть диджеем на радио. Какое счастье, что у меня ещё есть год, чтоб я могла определиться, кем я на самом деле хочу быть!»

 

 

– А если подростку вообще ничего не нравится?

 

Конечно, такие дети встречаются. Но задача взрослых – выявить способности, интересы и увлечения ребенка, а также оценить его возможности, чтобы помочь ему выбрать будущую профессию.

 

– Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Может ли профориентация помочь выбрать для себя подходящую внеурочную деятельность?

 

Именно дополнительное образование часто помогает в выборе дальнейшего жизненного профессионального пути. Например, те, кто увлекается авиамоделизмом, часто связывают своё будущее с авиацией, а ребята, посещающие специальные агроклассы, чаще всего выбирают карьеру в области агротехнологий и сельского хозяйства. Но это не всегда происходит именно так.

 

– Как пермские предприятия выстраивают работу в данном направлении?

 

Инициатором взаимодействия образовательных учреждений и предприятий стал губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин. Вместе мы открыли уже свыше 300 профильных классов по всему краю, включая инженерные, медицинские, психолого-педагогические, космические, ремесленные и агротехнические. В этом году открываем строительные и таможенные классы.

 

Кроме углублённого изучения соответствующих предметов, много времени отводится на практические занятия. Школьники конструируют модели ракет и авиадвигателей, работают с медицинскими приборами, изучают строение планет и астрофизику, выращивают растения и ухаживают за ними. Предприятия-партнёры проводят для ребят экскурсии на предприятия. Дети видят, что современные предприятия – это высокотехнологичное и комфортное место для работы.

 

Среди наших партнёров: «Лукойл, «Протон», «Роскосмос», «Мотовилихинские заводы», «Р-Телеком», «Уралкалий», «Еврохим», «Метафракс Кемикалс» и другие крупные пермские компании и предприятия. Это очень большая и серьёзная профориентационная работа, которая в будущем принесёт пользу как детям, так и экономике региона.

 

– Что в первую очередь нужно сделать предприятиям, которые хотели бы взаимодействовать со школами?

 

Мы называем такое взаимодействие социальным партнёрством. Оно может происходить по-разному: иногда работодатели обращаются к нам с просьбой подобрать школу для развития какого-либо профильного направления. В других случаях – школа сама приходит с идеями по профориентации, и мы договариваемся с работодателями о сотрудничестве.

 

– Как решаются проблемы с дефицитом учителей в крае?

 

На сегодняшний день нехватка учителей в школах составляет около 1,5%. На первый взгляд, это незначительная цифра, однако отсутствие даже одного педагога создаёт серьёзные трудности для конкретного учебного заведения. Мы делаем всё, чтобы минимизировать количество вакансий.

 

Во-первых, добиваемся увеличения бюджетных мест в педагогическом вузе. Во-вторых, по инициативе губернатора Пермского края Дмитрия Николаевича, мы ввели дополнительные стипендии в размере десяти тысяч рублей для студентов, поступающих на биологию, химию, физику, математику и информатику.

 

Кроме того, мы предусмотрели значительные доплаты для начинающих педагогов. Увеличены подъёмные для тех, кто впервые поступает на работу в школу, а также введены дополнительные выплаты для молодых специалистов. Особое внимание уделяется программе «Земский учитель», участники которой получают один миллион рублей при трудоустройстве в сельской местности или небольших городах.

 

Особую поддержку оказываем молодым педагогам в первые годы их работы: в некоторых муниципалитетах учителям предоставляется жильё. Например, такая практика реализуется в городе Чайковском, где жильё для учителей предоставляем фирма «Эрис».

 

– Какова сегодня тенденция в плане миграции выпускников пермских школ и вузов?

 

На сегодняшний момент число выпускников школ и вузов, уезжающих в другие регионы, меньше, чем тех, кто приезжает к нам. Мы надеемся не только сохранить эту положительную тенденцию, но и усилить её. Одним из ключевых инструментов для этого является заключение целевых договоров с предприятиями.

 

– Из года в год можно слышать про отмену ОГЭ и ЕГЭ. Как вы считаете, облегчит ли это жизнь школьникам?

 

ОГЭ и ЕГЭ – объективные инструменты для оценки знаний, которые школьники приобретают, освоив образовательную программу. Эти экзамены обеспечивают равные возможности для поступления в вузы по всей России, позволяя детям из любого региона претендовать на обучение в учебных заведениях своей мечты.

 

Кроме того, система ЕГЭ исключает необходимость сдавать экзамены дважды: сначала за курс средней школы, а затем в качестве вступительных испытаний в вуз. Я поддерживаю ЕГЭ как честный, справедливый и психологически комфортный способ оценки знаний.

 

– Важно ли присутствие родителей на профориентационных мероприятиях?

 

Конечно! Выбор профессии ребёнка – в первую очередь, решение семейное, и ребята больше всего слушают родителей. Но иногда их мнения могут не совпадать: порой ребёнку сложно признаться маме с папой, кем он хочет быть на самом деле, а бывает и так, что дети попросту не получают родительское одобрение и поддержку. Поэтому на любых профориентационных событиях, будь то профтестирование, профквест, консультация или профориентационная выставка, очень важно, чтобы родители были рядом.

 

– Раиса Алексеевна, если не секрет, о чём вы мечтаете?

 

Если бы у меня была вторая жизнь, я бы, вероятно, посвятила себя науке: изучала бы генетику и её возможности для блага человечества. А сегодня мне очень хочется найти больше времени для чтения любимых книг!

 

Юнкоры МАОУ «СОШ №55» г. Перми:

Ксения Аксёнова

Елизавета Волкогон

 

Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь»
Наталья Александровна Ханова