Только не домашка, умоляю: как найти в себе силы учиться

2 октября 2019 , 05:52

Настроения нет, погода не радует. Прийти в школу и высидеть уроки – результат изнурительной работы над собой, о выполнении домашних заданий и говорить нечего. Разбираемся, куда пропала учебная мотивация, и отправляемся на её поиски вместе с гештальт-терапевтом Надеждой Мущинкиной, психологом Института социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР».

 

Учиться – для чего?

Мотивация – это то, что побуждает нас что-то делать. Ради чего вы учитесь?Потому что интересно. Или вы готовитесь к освоению профессии, которая вам нравится. Вы хотите быть успешным. Получать хорошие отметки. Или не получать плохие. Вам бы поскорее забрать аттестат и устроиться на работу. Или потому что «такова жизнь»: все учатся. Мотивация может быть любая, каждая по-разному влияет на то, с каким настроением вы ходите в школу, испытываете ли удовольствие от процесса обучения и результатов. Наилучший вариант: когда учёба интересна (в любом возрасте), имеет ценность и смысл (когда вы уже постарше).

 

Прислушаться к себе

Часто нам транслируют, что все школьные знания пригодятся, поэтому каждый предмет нужно изучать с одинаковым рвением. В реальности всё обстоит иначе. Кому-то гуманитарные науки даются легко, а вот физика с математикой нет. Или с освоением школьной программы возникают трудности, зато вы замечательно поёте и играете на фортепиано. Стремиться успевать всегда и везде, может, и не стоит. Лучше поддержать себя в развитии в той сфере, которую любите – это даст хорошие плоды. Тем, что вас действительно интересует, вы будете заниматься с удовольствием и без всяких мотивирующих техник.

 

Не нравится – значит, можно не делать?

Игнорировать какие-то дисциплины нельзя. Каждая из них играет важную роль и помогает развивать определенные способности, на основе которых мозг выполняет более сложную деятельность (например,умение считать в уме формирует абстрактное мышление).

В любом случае четверть, учебный год, а затем и школу оканчивать придётся, и для этого нужно получить удовлетворительные оценки по всем предметам.Если с каким-то из них всё-таки не складывается, настройтесь, что нужно просто выполнить программный минимум.

А ещё попробуйте взглянуть на нелюбимый урок с другой стороны: почитайте о научных открытиях в этой области и их пользе, посмотрите фильм по теме, найдите сообщество увлечённых. Нестандартная информация пробуждает интерес.

 

Вовремя взять паузу

Усталость, стрессы и проблемы со здоровьем ведут к снижению работоспособности. Тогда срочно требуется отдохнуть и восстановить ресурсы.

Лучше не доводить организм до истощения и научиться делать регулярные передышки. Например, вы можете определить отрезок, в течение которого вам удаётся сохранять продуктивность: полчаса, час, полтора. По истечении этого времени устраивайте «перемену» и на несколько минут переключайтесь на что-то постороннее. Хорошо помогает снять напряжение работа по дому. Кроме того, бытовые обязанности повышают самоорганизацию.

Не забывайте заниматься любимыми делами. Нравится читать – найдите хотя бы 20 минут в день и погрузитесь в книгу (не из школьного списка). Встретьтесь с другом, погуляйте с собакой, сходите на танцы и т.д. Главное, чтобы это расслабляло и приносило искреннюю радость.

Поддерживать силы поможет режим сна, сбалансированное питание и физические нагрузки.

 

Не бывает беспричинной лени

Если не хочется что-либо делать, спросите себя: почему? У нежелания учиться наверняка есть основание. Не понята тема, не хватает навыков решения задач, поссорились с другом, поставили двойку, волнуетесь перед важным событием. Голова занята другими мыслями, и учёба отходит на второй план.

Если не знаете, как разрешить возникшие трудности, поможет хороший разговор по душам. Поговорите с тем, кому доверяете: мамой, папой, другом, учителем. Или психологом Детского телефона доверия по номеру: 8-800-2000-122 (бесплатно и круглосуточно). Главное, чтобы это был человек, который вас точно поймёт и сможет поддержать.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее