Пятёрка как смысл жизни: «синдром отличника» в школе и за её пределами

13 ноября 2019 , 05:07

«Синдром отличника» – так мы называем изнурительное стремление человека сделать любое задание идеально и получить таким образом одобрение окружающих. О том, что ещё скрывается за этим распространённым в быту «диагнозом» и какие у него последствия, мы поговорили с психологом Института социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» Надеждой Мущинкиной.

 

Бегущий за всеми зайцами сразу

Главный симптом «синдрома отличника» у школьника – желание успевать по всем предметам, и не просто успевать, а выполнять каждое задание максимально хорошо. Что же в этом плохого, спросите вы? То, что учёба становится сверхценностью и на плечах человека оказывается непосильная нагрузка. Свободного времени практически нет, силы и энергия тратятся на то, чтобы развиваться во всех сферах сразу. Да и можно ли назвать это настоящим развитием? Скорее – механическим освоением знаний.

 

Почему пять с минусом превращается в катастрофу

Первые признаки «синдрома отличника» можно заметить в дошкольном возрасте или начальной школе. К его возникновению могут привести следующие факторы:

 

1. Установка «хорошая учёба – главный приоритет в жизни». Близкие люди могут вербально или невербально транслировать, что только хорошие оценки обеспечат счастье и успех в будущем. Например, через собственное отношение к этому или пресловутые высказывания вроде «не будешь учиться – станешь дворником».

 

2. Отличные оценки – компенсация проблем в других сферах. К примеру, у школьника возникают сложности в отношениях со сверстниками, и он пытается заполнить этот пробел успехами в учёбе, доказать таким образом свою значимость.

 

3. Неправильное восприятие критики и неумение проводить работу над ошибками. Любое конструктивное замечание расценивается учеником как нападки и придирки. Хочется сразу выполнить работу идеально, чтобы не быть пристыжённым.

 

4. Недостаток внимания со стороны взрослых. Ребёнок остаётся незамеченным или часто ощущает недовольство со стороны своей семьи, зато как только приносит хорошую отметку – получает похвалу. Тогда он начинает использовать положительные оценки как способ «заслужить» любовь.

 

5. Наказания за отметки – как физические, так и различных видов психологическое давление и манипуляции (они менее заметны, но не менее опасны).

 

Взрослые «отличники»

«Синдром отличника» даёт о себе знать и после окончания школы. Из очень обязательных учеников вырастают дисциплинированные сотрудники, которые качественно выполняют поставленные задачи и соблюдают все дедлайны. Это плюс, однако самому человеку часто приходится трудно.

 

Например, в рабочей среде «отличник» может считать, что для карьерного роста необходимо пройти долгий и сложный путь. Он знаком только с такой схемой и не умеет подойти к решению вопроса креативно, из-за чего может в чём-то отставать от своих коллег.

 

В личной сфере тоже всё непросто – реальные отношения часто страдают в погоне за совершенством. Так «отличница» в семейной жизни старается быть идеальной хозяйкой. Она может уделять слишком много внимания решению бытовых вопросов, но забывать о самом важном – домочадцах.

 

Нужно ли менять себя?

У каждого – свои особенности, и во что бы то ни стало избавляться от какой-то из них (в том числе, если это «синдром отличника») точно не стоит. Когда мы строим отношения с другим человеком, то «ищем к нему подход». Вот и к себе нужно его отыскать.

 

Если вы уже зрелый человек или ученик старшей школы, то можете осознанно помочь себе. Попытайтесь ставить конкретные цели и выделять приоритетные задачи на данный момент. Разрешите себе хоть в чём-то ошибаться. Это трудно, но выполнимо. Например, начните занимать чем-то совершенно новым для вас, где маленькие оплошности точно неизбежны –когда вы это увидите, легче будет пересмотреть и свое отношение к привычному.

 

Ребёнку здесь, конечно, потребуется помощь. Объясните, что не всё в жизни зависит от оценок, и в небольших промахах нет ничего страшного. Да и в больших тоже. Главное – научиться делать выводы. Можно проиллюстрировать это примером персонажа сказки или фильма, который ошибается, но это дает ему возможность для развития.

 

Вообще разговор является отправной точкой в решении любой проблемы, сколько бы лет вам ни было. Собеседником может быть как близкий человек, так и профессиональный психолог. Кроме того, вы можете в любое время получить поддержку специалиста, позвонив на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
Сегодня, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее