ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДАУНШИФТИНГА: ПОЧЕМУ МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ НЕ ЕДЕТ В ДЕРЕВНЮ?

5 августа 2020 , 14:31

В начале нынешнего года министр образования Пермского края Раиса Кассина сообщила, в федеральной программе «Земский учитель» и в муниципальной программе «Привлечение молодых кадров» примут участие 700 специалистов. Тем не менее, несмотря на реализуемые программы по привлечению педагогических кадров, учителя, особенно молодые, не спешат ехать в глубинку. Их не привлекают ни подъёмные в размере одного миллиона рублей, ни предоставляемое служебное жильё. В чём же причина нежелания покинуть город и заняться просвещением сельской молодёжи?

 

Дело не в деньгах, а в страхе

В Березниках, например, педагогу выделяют новую квартиру в микрорайоне Любимов, выплатив при переезде 50 тысяч рублей. Местные власти не теряют надежду, что 1 сентября хотя бы городские школы будут укомплектованы учителями. Пока же на территории муниципального образования «Город Березники» по-прежнему острая нехватка учителей русского и английского языков, литературы, физкультуры, математики, физики и учителей начальных классов.

В своё время бывший министр просвещения РФ Ольга Васильева (2016-2018) чётко сформулировала причину кадрового провала. «Не материальная обеспеченность молодого педагога является образующим фактором, — заверяла она. — Оказывается, молодые люди боятся этих детей! Они боятся заходить в эту школу, встречаться с этим классом. Возникает вопрос: наверное, нужно что-то переделать, что-то в образовании педагогов должно быть расширено и углублено, но не в ущерб всему остальному».

 

Временное облегчение

Если молодому учителю не удалось решить проблему с жильём в городе, такая возможность представится в деревне или селе. Возможно, муниципалитет выделит служебное жильё. Однако, согласно анонимному опросу учителей, они решатся переехать в деревню ради миллиона максимум на три года. Новоиспечённые учителя рассказали, что подъёмные и жильё действительно помогли бы решить проблему с нехваткой кадров, но «лишь на какое-то время».

 

Нет перспектив

Стоит прислушаться, о чём рассуждают выпускники школ, когда выбирают вуз для поступления. О том, насколько перспективна их будущая профессия и сколько она будет приносить денег. Да, время романтиков-идеалистов, подвижников и мечтателей закончилось. Трудиться за гроши в условиях чрезмерной загруженности и обесценивания роли учителя способны сегодня только люди, которые пришли в эту профессию уже давно и свыклась с её условиями.

 

Анна Капустина, выпускница школы г. Березники:


— Подала документы в педагогический вуз, потому что всю жизнь мечтала учить детей, как моя мама, учительница начальных классов. Но в деревне и даже в Березниках работать я не соглашусь даже за несколько миллионов. Один раз выплатят, а дальше придётся самой выживать: каждые пять лет защищаться на категорию, проходить курсы, участвовать в разных конкурсах, брать кружки, писать материалы в специализированные издания. К тому же меня, как молодого специалиста, вряд ли кто будет курировать. А без наставника я не хочу вариться в собственном соку. Не хочу быть котёнком, брошенным в воду и, отчаявшись, уйти из школы и образования в целом. Поэтому буду искать место в каком-нибудь частном лицее.


 

Город vs Деревня

В последнее время среди 30-летних горожан наблюдается тяга к природе, к занятию огородничеством. Некоторые устремляются в деревню. Однако, если молодой человек рос в городе, ему будет трудно адаптироваться в селе. Во-первых, это совсем другой менталитет, замкнутное сообщество. Во-вторых, тут меньше возможностей реализовать свой досуг. На вопрос о том, что ещё может заставить учителей переехать в деревню или закрепиться на новом месте, они скромно подытожили: «Любовь к детям».

 

Оказывается, многие молодые преподаватели по своим личностным качествам просто не готовы к работе в школе. А искра божья и учительский талант — явление редкое. Именно поэтому многие учителя-стажисты сходятся в едином мнении: школа должна идти в вузы. Надо искать учителей уже на третьем курсе, на защитах дипломов, чтобы к выпуску из вуза студент уже подготовил авторский курс по предмету. Ведь если он пришёл в школу только зарабатывать деньги, то лучше сразу податься в другие сферы. Это мнение учителей.

 

Евгения Симонова

 

Фотографии, использованные в статье, носят исключительно иллюстративный характер
и напрямую не относятся к содержанию публикации


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее