Жизненный путь сельской учительницы

27 марта 2020 , 12:52

Весна входит в силу, небесная синь становится ярче, день за днём проседают сугробы. Только что миновал православный праздник Евдокии Илиопольской, прозванный в народе Евдокией Плющихой (14 марта), а уже на подходе Дарья Грязная (1 апреля). От бурного таяния в реки стекает мутная вода, кромки прорубей темнеют от грязи. Весной 1920 года на Дарью Грязнопролубку, как её именуют в наших краях, в деревне Плоска Черновского района Молотовской области в многодетной крестьянской семье родилась моя мама, Балашова Клавдия Ивановна.

 

Учёба в школе началась для неё в деревне, а закончилась в Закамске, куда перебрался отец, Балашов Иван Николаевич, на строительство «Комбината К». Ныне это Пермский пороховой завод.

Балашовы: Екатерина Ивановна, Иван Николаевич,
Клавдия Ивановна (студентка)

 

С отличием окончив школу, в 1937 году она поступила в Молотовский государственный учительский институт, как тогда именовался ПГГПУ.


Жила очень скромно, экономя на всём, чтобы хоть изредка ходить в театр или кино с соседками по общежитию. Подрабатывали с подружками на кондитерской фабрике. Рассказывала, что потом долго не могла смотреть на конфеты.


Одежды было очень мало, поэтому приходилось одну и ту же блузку каждый вечер стирать, а утром гладить, чтобы всё было чисто и аккуратно.

 

В июне 1939 года с дипломом учителя физики и математики пятых и седьмых классов девятнадцатилетняя девушка прибыла по распределению в Очёрское РОНО. С 15 августа Клавдия Ивановна принята на должность преподавателя Спешковской неполной средней школы.

 

На квартиру поселили вместе с такой же молоденькой учительницей литературы и русского языка, латышкой Легздиной Мирдзой Теодоровной в избу Носкова Константина Егоровича. Девушки подружились и после отъезда Мирдзы долгие годы переписывались. Коллектив учителей в те годы возглавлял Лопатин Александр Дмитриевич – деловой, энергичный, требовательный человек. При нем в школе царила атмосфера ответственности, добросовестного отношения к преподавательской и внеклассной работе. Сельские педагоги вели кружки, ходили с концертами по деревням. Мама рассказывала, что в молодости она пела и играла на гитаре. Иногда за неимением времени «артисты» разучивали песни по пути в дальнюю деревню.

Мирдза Легздина и Клавдия Балашова
(подруги Мира и Клава)

 

Годы войны были трудными для всех. Летом учителя наравне с колхозниками работали на сенокосе. Лошадей, косилок и конных граблей не хватало, поэтому много приходилось косить и грести вручную, делать тяжёлую мужскую работу – метать стога и возить сено. Осенью, после уроков, работали на току – молотили, веяли, возили зерно на элеватор в Бородулино.


К учителям жители сёл и деревень относились с большим уважением. Ведь педагоги не только обучали грамоте их детей, но искренне претворяли в жизнь лозунг «Культуру – в массы!». По большим советским праздникам в сельском клубе собирался народ, один из учителей делал соответствующий событию доклад. За этим следовал концерт, подготовленный молодёжью села и школьниками при участии учителей.


Будучи классным руководителем, Клавдия Ивановна занималась внеклассной работой, готовила с классом концерты, сценки, с которыми ходили по деревням. В детстве мы с сестрой часто наблюдали, как в маминых руках кусок ткани, будь то занавеска, бабушкина юбка или платок, превращались в сценический костюм самодеятельного артиста-ученика. Когда поджимало время, даже в выходные приходили или приезжали на велосипедах ребята из отдалённых деревень к нам домой на репетицию. До сих пор в кладовке хранится камзол, сшитый мамой из старого пальто, в котором её ученик Виктор Мокрушин играл Митрофанушку в спектакле «Недоросль». Впоследствии Виктор Прокопьевич стал директором Очёрского ремонтно-механического завода.

Сельские учительницы: Балашова Клавдия Ивановна, Поносова Клавдия
Николаевна, Злобина Тамара Михайловна

 

Наряду с преподаванием любимого предмета Клавдии Ивановне приходилось заниматься и личным хозяйством – вскапывать огород, вовремя садить и убирать урожай, поить, кормить и доить корову – как с детьми в деревне без неё – кормилицы! Нужно было заготавливать на зиму сено, дрова, делать множество повседневных домашних дел. Мы, дети, по мере сил старались помочь по хозяйству – носили воду и дрова, летом пололи и поливали грядки, кормили кур, на покосе ворошили и гребли сено.

 

Когда вечерами усталые возвращались мы с дальних покосов, мама пела нам свои любимые песни: «Вот она, милая роща…», «Что ты жадно глядишь на дорогу…», либо читала наизусть поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Она любила литературу, театр, тонко чувствовала поэзию и красоту природы, и старалась пробудить в нас чувство прекрасного. Когда дорога шла по золотому хлебному полю или тенистому лесу, мама сравнивала эти пейзажи с картинами известных художников. Вместе мы любовались по-деревенски чистым звёздным небом, от неё мы узнали, где находится Полярная звезда, созвездия Большой и Малой Медведицы, Млечный Путь.

 

В школе Клавдия Ивановна вела математический кружок, со слабыми учениками занималась после уроков. Проблем с дисциплиной на её уроках не было. Помню, был случай, когда у неё из-за простуды пропал голос, и урок пришлось вести шёпотом. Так ребята сидели ещё спокойнее и слушали внимательнее, чем обычно. Бывшие ученики рассказывают, что особенно усердно они готовились к урокам математики и, благодаря требовательности Клавдии Ивановны, хорошо усвоили этот предмет. Они с теплотой делятся воспоминаниями о ней, как одной из своих любимых учительниц, считая очень строгой, но справедливой. Помню, единственную двойку за все годы учёбы в школе я получила в седьмом классе на уроке алгебры, замешкавшись у доски немного дольше, чем могла мне позволить строгая учительница Клавдия Ивановна. Своим детям – никаких поблажек!

К. И. – классный руководитель, около 1957-58 г.

 

С сентября 1945 до августа 1955 года Клавдия Ивановна работала завучем в Спешковской школе, оставаясь при этом преподавателем математики в пятых-седьмых классах. Мы с сестрой хорошо помним горы тетрадей по обеим сторонам письменного стола, которые нужно вовремя проверить, бесконечные планы, отчёты, доклады. Кипы газет, которые надо прочесть, чтобы быть в курсе событий, даже если не надо готовить выступление на очередной политинформации. Иногда перед сном мама читала вслух газету, чтобы привить нам привычку следить за новостями.

 

Преподавательской нагрузки было более чем достаточно. Как и другие учителя, будучи классным руководителем, Клавдия Ивановна ходила по домам своих учеников, чтобы ознакомиться с домашними условиями, поговорить с родителями, даже если эти дома находились за много километров от нашего села. Активная комсомолка в молодости, она и после выхода на пенсию занималась общественной работой – была председателем женсовета, товарищеского суда. Её стихи, исполненные горечи и боли за Родину, народ, публиковались в газете «Очёрский край» и поэтическом сборнике «Передай добро по кругу».

С дочерьми, 1961 г. (Светлана, К. И., Вера)

 

За свой труд Клавдия Ивановна награждена медалями: «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов» (1945 г.), «За трудовое отличие» (1951 г.), «За доблестный труд» к 100-летию В. И. Ленина (1970 г.). В 1974 году ей присвоено звание «Ветеран труда». Мы с сестрой благодарны ей за помощь в воспитании внуков. Сейчас старшие правнук и правнучка Клавдии Ивановны учатся в школах Кировского района: № 119 (бывшей № 27) и № 83, две правнучки – во Фролах, два правнука в пос. Шумиха Курганской области.


О Клавдии Ивановне можно сказать, что вся ее жизнь отдана школе. За доброту, выдержку, уважение к людям и преданность делу она пользовалась заслуженным авторитетом и уважением коллег и сельчан, а бывшие ученики до сих пор хранят светлые воспоминания.


А глаза у мамы были голубые, цвета весеннего неба…

 

Светлана Васильевна Ямалитдинова


Автор:


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
28 апреля, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее