САМОЕ ПОЭТИЧНОЕ ЗАДАНИЕ В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

19 марта 2021 , 15:25

Пожалуй, самое поэтичное задание в ОГЭ по русскому языку – это задание № 7. Формулировка звучит следующим образом: укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является… И здесь важно знать, что такое эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, фразеологизм, сравнение и сравнительный оборот. Расскажу вам подробно о каждом термине.

  

Вам будет представлено 5 предложений (а не стихов!), содержащих то или иное средство выразительности речи. Правильных ответов может быть 2 или 3. В чём можно запутаться? В разграничении метафоры, сравнения и сравнительного оборота.

  

Метафора представляет собой скрытое сравнение двух предметов или явлений на основе какого-либо сходства, и здесь не будет никаких слов-подсказок по типу «как», «как будто», «словно» и иных лексических средств выражения сравнения. Ещё со школьной скамьи я сама помню, как учитель литературы привела нам знаковый пример из лирики Сергея Есенина: «…горит костёр рябины красной». В чём же здесь сравнение? Рябина же не горит в прямом смысле слова. Её гроздья такие красные, огненные, их так много, что возникает ассоциация с настоящим огнём. В этом и суть метафоры. Ещё метафору иногда путают с олицетворением, так как что-то неживое вдруг может приобрести черты живого. Тут нужно понимать, что олицетворение становится олицетворением только при условии, если речь идёт о явлениях природы. Если же чертами живого наделяется что-то другое, то перед нами тоже метафора: «... и веют древними поверьями/ её упругие шелка» пишет Александр Блок. Метафоры бывают развёрнутыми (одна метафора как бы продолжает другую) и «сухими» (то есть раньше это было метафорой, а теперь оборот утратил свою образность: нос корабля, ножки стола).

  

Сравнение и сравнительный оборот – кажется, что это что-то одно, но на экзамене может попасться тот или другой вариант. При сопоставлении нескольких предметов или явлений на основе какого-то сходства появляется сравнение, и вот здесь как раз есть слова-подсказки. Сравнение может быть выражено лексически, то есть при помощи слов «похож», «подобен» и других: «подвал, похожий на пещеру» пишет Максим Горький; сравнительной степенью имени прилагательного или наречия: это мы можем встретить в произведении «Мцыри» Михаила Лермонтова: «…обнявшись, крепче двух друзей». Встречается здесь и существительное в творительном падеже: «плыть лебедем». Сравнительный оборот как раз образуется при помощи слов «точно», «будто», «словно» и других: «я сам, как зверь, был чужд людей…» читаем в том же «Мцыри» М.Лермонтова.

  

Пожалуй, эпитет и олицетворение вызывают наименьшее затруднение в определении. Эпитет – яркое образное выражение, которое чаще всего выражено двумя словами, именем существительным/местоимением и пригательным/причастием, то есть то, чего не может быть в реальной жизни, например, мы понимаем, что золотые руки сделаны не из золота. Олицетворение представляет собой оживление природных явлений и приписывание им черт живого существа: небо плачет, ветер воет.

  

Гипербола и литота – два взаимосвязанных в умах многих школьников средства выразительности речи. Гипербола преувеличивает, а литота, наоборот, преуменьшает. Герой Мальчик-с-пальчик известной сказки Шарля Перро как раз представляет собой литоту, а вот гиперболой будет известное выражение «сойти с ума от ...».

  

И последнее, но не менее важное средство, – фразеологизм, то есть устойчивое выражение, единая неделимая единица. Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, например, бить баклуши – бездельничать. А некоторые фразеологизмы так часто употребляются в нашей речи, что мы перестаём их замечать, например, «иметь в виду» или «плыть по течению».

  

В интернет-пространстве без проблем можно найти много подробных таблиц с описанием каждого средства выразительности языка, но если вы не прогуливали уроки литературы в школе, то без труда справитесь с этим заданием!

Симпатова Валерия Евгеньевна

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Автор:


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее