ИЗЛОЖЕНИЕ НА 7 БАЛЛОВ ИЗ 7

15 марта 2021 , 05:32

Выпускной экзамен по русскому языку в формате ОГЭ наступает на пятки, остаётся всего несколько месяцев до начала экзаменационного периода, поэтому подготовка всех девятиклассников идёт полным ходом. Первое задание по русскому языку – это сжатое изложение прослушанного текста. Как же подготовиться к нему так, чтобы получить максимальное количество баллов?

  

Для начала необходимо разобраться с требованиями. Для этого в закладки с любимыми сайтами добавляем ФИПИ – «Федеральный институт педагогических измерений». Это тот самый сайт, где всегда можно найти актуальную и проверенную информацию о выпускных экзаменах, посмотреть демоверсии, спецификаторы и кодификаторы по всем предметам. Там же есть открытый банк заданий ОГЭ, который поможет как педагогу, так и обучающемуся при самостоятельной подготовке.

  

Оценивается изложение по трём критериям: содержание (ИК1), сжатие (ИК2) и смысловая цельность текста (ИК3). За каждый критерий можно получить разное количество баллов, а максимальный балл за всё изложение – 7.

  

ИК1 предполагает точную передачу основного содержания текста и отражение всех микротем (можно получить 2 балла). Если одна микротема упущена или добавлена – минус балл. Тут важно запомнить, что всегда будет три микротемы, соответственно, в вашем изложении должно быть строго три абзаца. Иногда в этом помогают дикторы, которые делают продолжительные паузы между микротемами, а иногда они могут запутать, поэтому важно ориентироваться на смысловое содержание прослушанного вами текста.

  

ИК2 проверяет умение экзаменуемого применять способы сжатия текста. Тут необходимо запомнить, что ваша задача – передать содержание текста в более сжатой форме. Сжимаем при этом не смысл, а именно форму! Существует три основных способа сжатия текста: обобщение, исключение и упрощение.

  

Обобщить можно ряд однородных членов предложения одним словом: сосна, ель, пихта = деревья. Здесь же можно воспользоваться методом замены фрагмента предложения синонимичным выражением или местоимением с обобщающим значением: ни Пушкин, ни Гоголь, ни Достоевский = никто.

  

Что можно исключить из текста? Вводные слова и вставные конструкции, уточнения, повторы, фрагменты текста, которые содержат развёрнутое описание или размышление, а также ту информацию, которая является дополнительной, второстепенной. Например: всё было гораздо проще: она была очень любопытной и любознательной девушкой = всё было проще: она была любознательной девушкой.

  

Метод упрощения предполагает слияние нескольких предложений в одно, замену части предложения указательным местоимением, сложные предложения можно разделить на простые, а прямую речь переделать в косвенную, например: В нашей школе часто проводились различные мероприятия по необходимости и обязанности. Мы пели и танцевали. Устраивали ярмарки. Некоторые из нас горячо любили искусство, работу, увлекались ею до самозабвения = В нашей школе часто проводились творческие мероприятия, здесь горячо любили искусство и работу.

  

Вы можете получить 3 балла, если будете использовать один или несколько методов сжатия текста на протяжении всех абзацев. Не сжали одну микротему – потеряли балл.

  

ИК3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. В работе не должно быть логических ошибок, нарушения членения текста на микротемы, смешения этих микротем. Здесь же проверяется последовательность всех фрагментов вашего текста и смысловая завершённость. За этот критерий можно получить 2 балла.

  

Все критерии так или иначе связаны между собой, поэтому, упустив что-то в тексте, можно потерять баллы как в ИК1, так и в ИК3, к примеру. Текст читается диктором всего 2 раза, и ваша работа с прослушанным материалом зависит от вашего типа восприятия: кому-то лучше первый раз просто вслушаться в текст, не пытаться записывать какие-то фрагменты, иначе последующая мысль будет упущена. Кто-то сразу же начинает работу с опорными словами и выражениями. Однако не стоит пытаться записать предложения целиком. Эффективнее будет составить план текста, состоящий из 3 пунктов, то есть 3 абзацев. Каждый абзац равен новой микротеме. И затем уже подбирать опорные слова и выражения. Как показывает практика, труднее всего ученикам сжимать первый абзац, так как он запоминается лучше остальных, поэтому обязательно обратите на него внимание.

  

Ваш текст готов, но стоит ли его сразу же переписывать? Нет! Обязательно проверьте: переданы все три микротемы, в работе присутствуют три абзаца, в каждом абзаце вы применили способы сжатия текста, логически ошибки отсутствуют. Объем вашего текста составляет не менее 70 слов и не более 100. Перечитайте ваш текст два или три раза, и только после этого можете брать чёрную ручку и пододвигать к себе бланк ОГЭ.

Симпатова Валерия Евгеньевна

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Автор:


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее