Алсина Бариева: «Диплом СПО – это не корочка, а гарант трудоустройства и карьеры»
В условиях активного развития промышленности Пермского края как никогда возрастает ценность качественной практической подготовки специалистов. О том, какие возможности сегодня открывают ссузы для будущих профессионалов, как строится образовательный процесс и какой сегодня портрет абитуриента, рассказывает руководитель ГБПОУ «Березниковский политехнический техникум» Алсина Рафаиловна Бариева.
– Какая на сегодня основная миссия техникума?
– Мы формулируем нашу миссию следующим образом: обеспечение реального сектора экономики квалифицированными рабочими, готовыми к эффективной работе на современном производстве, через доступное практикоориентированное обучение.
– Расскажите, как изменилась система профориентации за последние годы?
– Система профориентации за последние 5 лет изменилась: мы стали ближе к школьникам, говорим на их языке. Происходит переход от разовых лекций к непрерывному цифровому процессу, встроенному в образовательную экосистему. Профориентация теперь не мероприятие, а продукт, который нужно упаковывать для школьников и родителей. Мы уходим от бумажных анкет к онлайн-платформам типа «Билета в будущее» с онлайн-диагностикой интересов. Цифра позволяет охватить больше аудитории и быстро получать обратную связь.
Также важный тренд – переход от теории к практике. Вместо рассказов о профессиях даём попробовать: профпробы, решение кейсов от компаний-партнёров, проектную работу.
– Существует ли проблема «кадрового голода» по тем специальностям, что есть в БПТ? Как профориентация помогает её решить?
– Да, проблема кадрового голода существует по большинству наших направлений подготовки. Профпробы в современных лабораториях позволяют школьникам примерить профессию и получить обратную связь от наставника. Ведущие предприятия города – наши главные заказчики – стали партнерами в профориентационных мероприятиях. Таким образом, абитуриенты могут не только осознанно выбрать профессию, но и сразу определить карьерную стратегию.
– Помогают ли цифровые технологии в профориентационной работе?
– Да, конечно. Сейчас мы активно внедряем онлайн-продукты. Для нас идти в ногу со временем – значит быть на «волне успеха». Школьники могут посетить виртуальную экскурсию по техникуму в удобное время и в любом месте.
– Как сегодня выглядит «идеальный абитуриент» с точки зрения техникума?
– Для успешного освоения профессии важны вовлечённость в образовательный процесс и искренний интерес к делу. Особое внимание мы уделяем адаптации первокурсников к новому режиму обучения и коллективу. Поддерживать интерес помогают совместные проекты с социальными партнёрами: целевое обучение, бизнес-часы, экскурсии. Для наших направлений подготовки также важны личные качества: внимательность, сосредоточенность, аналитическое мышление, технический склад ума и физическая выносливость.
– Какую роль в профориентации играют ваши студенты? А родители?
– Студенты старших курсов, увлечённые профессией, играют важную роль. Молодёжь говорит на одном языке, поэтому информация из первых уст доносится быстрее и вызывает больше доверия. Родители абитуриентов – наши ключевые партнёры. Только уверенный в нас родитель доверит нам обучение своего ребёнка. Они активно участвуют в профориентационных мероприятиях, задают вопросы об условиях обучения и трудоустройстве.
– В мире растет популярность soft skills – гибких навыков. Вы внедряете их развитие в образовательные программы?
– Да, мы активно развиваем это направление. Формированию soft skills способствует внеурочная деятельность студентов. Развивать критическое мышление, креативность, коллаборацию, адаптивность и эмоциональный интеллект – это прямой запрос работодателей. Предприятия-партнёры также помогают формировать эти компетенции через участие студентов в проектах, конкурсах и стажировках.
– Что бы Вы посоветовали педагогу в школе, который хочет помочь детям с профессиональным самоопределением?
– Найти время пообщаться со школьниками на эту тему – что их интересует? Организовать цикл профориентационных мероприятий: родители – о своей профессии, совместные мероприятии с СПО, персональные психодиагностики совместно с психологом и обязательно с обратной связью для ученика.
– С какими главными мифами о рабочих профессиях и СПО вам приходится сталкиваться чаще всего? Как всё обстоит в реальности?
– Главный миф, что СПО – только для неуспешных студентов, тех, кто не смог пойти в вуз. Ещё одно заблуждение: здесь можно только научиться стоять у станка и получить потом низкооплачиваемую работу. На деле же наш диплом – это гарант трудоустройства и карьеры. БПТ – это современный образовательный комплекс, где интересно проводить время с пользой и есть возможность чувствовать себя взрослым, самостоятельным и получать доход уже во время обучения.
Татьяна Сукрушева
