КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

16 сентября, 18:18

Да! Начался новый учебный год. Для одних это радость, для вторых – стресс, а для третьих – самое первое классное руководство. Как быть, если класс дали, а что и как с ним делать не объяснили? Обо всём по порядку!

 

Конечно, быть классным руководителем – это совсем не то же самое, что быть учителем-предметником. Это невероятный опыт, который каждый учитель уж точно запомнит на всю жизнь. Часто бывает, что учителя не спрашивают, а просто ставят перед фактом: с 1 сентября вы, мой дорогой, – классный руководитель! Однако быть классным руководителем – это дополнительная нагрузка, которая может «стать вашей» только с вашего согласия. А ещё лучше – с письменного согласия.

 

Классное руководство – это работа без выходных и праздников, это постоянное сглаживание углов между учителем-родителем-учеником, это решение, казалось бы, таких незначительных для взрослого проблем (например, в 5 классе я решала конфликт под названием «Он тыкнул в меня ручкой»), но таких важных сейчас для ребёнка.

 

Итак, если всё же вы стали классным руководителем, то обратите внимание на следующие пункты:

  1. Личные границы. 5 класс – это как 1 класс и для учеников, и для их родителей. Родители очень переживают за своё чадо, поэтому готовы звонить вам по любому поводу (а порой и без него). А ещё часто бывает так, что в начальной школе классный руководитель отправляет домашнее задание ежедневно в беседу класса, поэтому ни родитель, ни ребёнок контролировать запись домашнего задания могут быть просто не приучены. А хотите ли вы в 23:59 узнавать, что же задали по биологии на завтра? Нет, вы не хотите, и никто не хочет. И поэтому сразу же необходимо выстроить личные и профессиональные границы. Так и объявите на собрании: звонки в рабочее время, с 9:00 до 19:00 (или иное комфортное вам расписание). Конечно, если случилось что-то срочное – то звонок необходим, однако к этому «срочному» относится информация, касающаяся жизни и здоровья ребёнка, но никак не расписания или домашнего задания. Домашнее задание фиксируется ребёнком в дневнике и дублируется учителем в электронном дневнике. Конечно, первую четверть стоит проверять заполняемость дневника каждый день, но не более того.

 

2. Правила в классе. Когда вопрос с родительским коллективом решён, обратимся к самому важному составляющему вашей новой должности – классу. Вы же хотите, чтобы класс был дружным, активным, но при этом вас слушали? Для этого вы можете использовать приёмы фасилитационной сессии: на классном часу вместе с ребятами оговорите правила поведения в классе и зафиксируйте их на доске. Причём дайте слово ученикам, не предлагайте за них. Это очень важно, поскольку тогда они будут уверены, что вся инициатива исходила именно от них, поэтому будут стараться придерживаться самостоятельно разработанных правил. Как показывает практика, эти правила всегда типичные: в классе говорит только один, действует правило поднятой руки, на уроках необходимо слушать учителя, не отвлекаться на телефон и так далее. Вы же только подталкиваете ребят к необходимому вам правилу. Затем, зафиксировав всё на доске, прочтите это ещё раз и уточните класс: это ли они имели в виду? Новый устав класса можно красиво распечатать и прикрепить в классный уголок, а когда правила будут нарушаться – просто брать этот лист и недоумённо говорить: «Вы же сами установили эти правила, помните?». Проблема решается. Доказано!

 

3. Все разговоры: тет-а-тет. Если ребёнок что-то сделал не так, прошу вас, не прибегайте к публичной порке. Всегда говорите наедине, и так же решайте проблемы. Привлеките администрацию, психолога, родителей, но не выносите проблему на всеобщее обозрение. Не ставьте ребёнка в сложное положение, он и так понимает, что находится далеко не в ситуации успеха. Индивидуальная работа – вот ключ к изменению ситуации. И точно такое же правило касается всего остального: не обсуждайте других учителей, которые, по мнению детей, слишком строги или задают много домашнего задания. Не обсуждайте чужих детей или учителей с родителями. В общем, не нарушайте профессиональную этику.

 

Конечно, тема первого классного руководства в средней школе – это тема «до Луны и обратно», однако начните хотя бы с этих трёх базовых правил. Будьте честны с классом, проявляйте человечность и помните, что дети – это уже полноценные люди, у них есть свои проблемы, свои потребности, свои желания. Да, они могут не совпадать с вашими, но это не делает их менее значимыми. А именно вы теперь становитесь проводником ребёнка в мир средней школы. Хочется, чтобы это путешествие было комфортным для всех!

 

Валерия Евгеньевна Симпатова

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Читайте также
НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
15 сентября, 19:59
Подготовка к ЕГЭ – это не только про учёбу. Дополнительные навыки, некоторые более, а некоторые менее очевидные, сделают приготовления к экзамену и его сдачу гладкой и лёгкой.
Подробнее
ШКОЛА БУДУЩЕГО – ШКОЛА БЕЗ ОТМЕТОК
15 сентября, 19:43
Сегодня всё больше новых, современно ориентированных школ переходят на безотметочное обучение. Сторонники такого подхода говорят: разве мы можем представить взрослую жизнь с ежедневными отметками? Ты сегодня сделал уборку на «три», позавтракал на «два», доехал до работы на «четыре». Так зачем же ребёнку эти отметки? Встречный вопрос: а как оценивать?
Подробнее
ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ
9 сентября, 17:03
В 2021 году в сфере искусства и культуры появилось множество полезных инициатив. Одной из них стал аудиогид, созданный Пермским театром оперы и балета. Проект, изначально предназначавшийся для знакомства с театром людей с нарушениями зрения, в конце августа стал доступен для всех, кто интересуется его историей и архитектурой. Подробнее о проекте и о том, зачем нужны подобные инициативы — в нашем материале.
Подробнее