РУССКИЙ ЯЗЫК. ГРАМОТНОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: КАК УЧИЛИ?

1 июля, 08:01

Давайте ненадолго сегодня погрузимся в историю. Перенесёмся мы сегодня в Древнюю Русь, чтобы посмотреть, как в те времена учили детей грамоте.

  

Начиналось всё, как легко догадаться, с заучивания букв, то есть азбуки. Если конкретно, то дети запоминали начертания букв и их названия (именно их в кириллице). Потом ребёнок учился читать по слогам, или «по низам». Завершалось всё обучением чтения «по верхам», то есть уже отдельных слов и предложений.

  

Азбуку учили путём повторения слов за учителем. Причём повторения громкого и хорового. Даже пословица такая сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Названия букв ребёнок запоминал по частям и в алфавитном порядке.

  

Исследователь А.А. Штец отмечает, что «после изучения азбуки дети переходили к чтению двоеписьменных складов – открытых слогов с одной буквой согласного звука». Они одновременно учились составлять из букв склады, а затем их запоминали.

  

Когда эти два этапа были позади, ученики переходили к чтению целых текстов. И произведения это были взяты из богослужебных книг. Чаще всего – из Часослова и различных Псалтырей. Можете представить, каково было ребёнку изучать чтение по таким сложным текстам?

  

При этом, как ни странно, письму обучались отдельно от чтения. И уже только после овладения умением читать. Связано это было с тем, что некоторые буквы древнерусского алфавита писать было сложно (были, например, «юс малый» и «юс большой», различные графические обозначения), как и заучивать правила правописания. В общем, трудностей было не меньше, а может, даже больше, чем у современных ребят.

  

С тех прошло много лет и система образования тоже модернизировалась. Читать и писать учат постепенно и по гораздо более простым текстам, чем раньше. Но основы грамотности русского языка закладывались именно тогда.

Валерия Филимонова


Читайте также
ВОЛОНТЕРСТВО - ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО
23 ноября, 19:47
Один из национальных проектов в образовании, про которые мы рассказываем в этом месяце, – «Социальная активность». Этот проект поддерживает волонтёров и добровольцев и поощряет становление ими. Действующие волонтёры уже не задаются вопросом «А зачем мне это?». А вот для тех, кто волонтёрами стать хочет, но ещё сомневается, рассказываем о несомненных преимуществах этого вида деятельности.
Подробнее
"МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ" - ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ
18 ноября, 21:58
Самый глобальный проект на уровне нашей страны – программа «Национальные проекты», созданная в 2018 году. Для юных талантов, готовых реализовать себя, но не знающих, как, существует нацпроект «Образование». Один из федеральных проектов, реализуемых в рамках программы, – «Молодые профессионалы». Разбираемся, кому стоит обратить внимание на программу и какие есть перспективы роста.
Подробнее
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ШКОЛЕ
13 ноября, 18:47
Начинается вторая четверть, и после двухнедельного перерыва от учёбы мы вновь возвращаемся в школы. Отдохнувшие, полные сил (или не очень?) учителя готовы вновь передавать знания молодым умам. Как сделать урок интересным, полезным, запоминающимся? Есть много разных вариантов, и один из них – интегрированный урок – станет сегодня главным героем этого текста.
Подробнее