РУССКИЙ ЯЗЫК. ГРАМОТНОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: КАК УЧИЛИ?

1 июля 2021 , 08:01

Давайте ненадолго сегодня погрузимся в историю. Перенесёмся мы сегодня в Древнюю Русь, чтобы посмотреть, как в те времена учили детей грамоте.

  

Начиналось всё, как легко догадаться, с заучивания букв, то есть азбуки. Если конкретно, то дети запоминали начертания букв и их названия (именно их в кириллице). Потом ребёнок учился читать по слогам, или «по низам». Завершалось всё обучением чтения «по верхам», то есть уже отдельных слов и предложений.

  

Азбуку учили путём повторения слов за учителем. Причём повторения громкого и хорового. Даже пословица такая сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Названия букв ребёнок запоминал по частям и в алфавитном порядке.

  

Исследователь А.А. Штец отмечает, что «после изучения азбуки дети переходили к чтению двоеписьменных складов – открытых слогов с одной буквой согласного звука». Они одновременно учились составлять из букв склады, а затем их запоминали.

  

Когда эти два этапа были позади, ученики переходили к чтению целых текстов. И произведения это были взяты из богослужебных книг. Чаще всего – из Часослова и различных Псалтырей. Можете представить, каково было ребёнку изучать чтение по таким сложным текстам?

  

При этом, как ни странно, письму обучались отдельно от чтения. И уже только после овладения умением читать. Связано это было с тем, что некоторые буквы древнерусского алфавита писать было сложно (были, например, «юс малый» и «юс большой», различные графические обозначения), как и заучивать правила правописания. В общем, трудностей было не меньше, а может, даже больше, чем у современных ребят.

  

С тех прошло много лет и система образования тоже модернизировалась. Читать и писать учат постепенно и по гораздо более простым текстам, чем раньше. Но основы грамотности русского языка закладывались именно тогда.

Валерия Филимонова


Читайте также
НЕ ШКОЛОЙ ЕДИНОЙ: КУДА ОТДАТЬ РЕБЕНКА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
18 января, 16:54
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота» — эта фраза из стихотворения Агнии Барто знакома многим родителям не понаслышке. Дети смотрят на мир с широко открытыми глазами, хотят попробовать себя во всём, что им интересно. Но как не распыляться и найти занятия, которые будут нескучными, оставаясь при этом актуальными? Редакция газеты «Перемена-Пермь» собрала для вас перспективные направления, которые пригодятся ребёнку в будущем.
Подробнее
БЫТЬ МЕДИАМОБИЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ
14 января, 21:01
Меняется время, меняются требования к профессии педагога, однако одно остается все же неизменным – важно чувствовать новые веяния, не бояться мыслить широко, выходя за узкие шаблонные рамки.
Подробнее
УЧИТЕЛЬ VS КАНИКУЛЫ: КТО ПОБЕДИТ?
10 января, 06:39
Бытует мнение, что работать учителем легко: до обеда ведёшь уроки, потом пьёшь чай с коллегами и отправляешься домой, да ещё и отдыхаешь три летних месяца и все каникулы в течение учебного года. Ах, если бы!
Подробнее