«Протон-ПМ» – бренд №1 в Пермском крае

30 марта 2017 , 10:26

Как и всегда, юнкорам школы №127 сообщили о предстоящей экскурсии. В этот раз мы должны были поехать на ведущее предприятие российской космической отрасли – «Протон-ПМ». 

 

Добравшись до нужного места, журналисты 127-й были в предвкушении: что же нас ждёт? Что за пропускным пунктом? Переполняли эмоции. Вот-вот увидим макеты тех самых двигателей РД-276 для первой ступени ракет-носителей «Протон-М», признанные во всем мире самыми надежными в своем классе...

– Можно проходить?
– Можно...

Открываются двери, а там... а там целый заводской городок! Да-да, необычный такой городок. Первое, что бросается в глаза – автокары. Кругом тишина, только изредка проходят ещё сонные работники. Узкие дороги, странный для нас, «обычных людей», запах. Какие-то металлические трубы, сооружения странной формы. Идёшь и думаешь: «что-то напоминает мне этот городок ...только ...что?».

Так и дошли в раздумьях до цеха. Нас встретила Виктория – очень милая девушка, которая работает в отделе развития персонала. По её словам, сейчас мы находились во 2 крупном цехе, который занимается изготовлением деталей ракетных двигателей. Первый участок, например, изготавливает крупные детали, 4 – механическая обработка ,5 – мелкое оборудование. Один из работников завода поведал о том, сколько станков... и какие вообще станки есть в данном цехе: ВФЛ – сложные детали, С80 – обработка «центральных» частей, простые детали. Гордость завода – Breton, его обязанностью является изготовление корпусных крышек и крупных корпусных деталей. Также существуют два станка от японских производителей, два единственных российских станка, станок чешского производства и т.д. С приобретением качественных станков  удалось упростить работу: с 30 операций на одну деталь до 6 операций!

Проходим дальше... Новая дверь, а что там? Цех контроля качества.
Заместитель начальника цеха по производству начинает рассказывать множество интересных вещей, о которых раньше мы не слышали. По чертежу, например, проверяют номер детали, смотрят, какое ставить клеймо (с сопровождающей картой проводятся все «операции»). Все итоги записываются в карту окончательного контроля. Также рассказали о том, что работать с молодыми специалистами намного приятнее. Их легче подстроить под свои порядки.

Время шло, мы отправились дальше. Вышли из цеха, и Виктория решила немного поговорить об истории создания «Протона-ПМ». Освоение производства авиационных моторов началось в цехах еще строящегося завода в 1932 году, но в полную силу развернулось с 1 июня 1934 года, когда было окончательно принято решение о производстве в Перми звездообразного поршневого мотора М-25 «Циклон». В 1950-е – 1960-е годы на предприятии появились новые производства: жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолетов и т.п. Это как бы являлось основой нынешнего «Протона»: сам он появился только после распада Советского Союза. И вот сейчас, в наши дни, заводской городок состоит из 10 предприятий, которые располагаются рядом друг с другом.

Пока мы шли до литейного цеха, я, наконец, поняла, что же мне напоминает этот заводской городок! Многие смотрели фильм Дэвида Йейтса «Фантастические твари и где они обитают»? Я смотрела, и мне сразу вспомнился чемоданчик Ньюта. Залезая в него, Ньют появлялся в своём доме, там, где живут все его фантастические твари. Это был необычный мир. Мир загадочный и очень интересный. У нас такая же ситуация. Толкаешь дверь, а там...этот заводской городок. Здесь своя атмосфера, какой-то другой мир.

У «Протона» есть свои достижения! Из наиболее значимых наград и дипломов можно отметить свидетельство программы «Российское качество», диплом лауреата 13 регионального конкурса «Лидер управления Прикамья», «Протон-ПМ» – бренд №1 в Пермском крае.

В самом конце экскурсии юнкоры 127 школы брали интервью у руководителя проекта «Технополис «Новый Звездный» Сергея Вячеславовича Толчина. Сам «Технополис» расположен на территории поселка Новые Ляды (г. Пермь) и включает производственные мощности ОАО «Протон-ПМ» и ОАО «Пермский моторный завод». Мы смогли узнать у Сергея Вячеславовича, что специализация кластера – ракетное и авиационное двигателестроение, а также выпуск высокотехнологичной продукции энергетического машиностроения. В результате реализации программы развития кластера к 2020 году будут созданы условия для формирования на базе Кластера Центра ракетного двигателестроения федерального значения как научно-производственного комплекса в области отечественного двигателестроения.

Ксения Усачева, юнкор школы №127