КЕЙСЫ: ЗАПОМИНАЕМ, РЕШАЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМ

14 октября, 21:50

Метод решения кейсовых задач, на мой взгляд, является одним из самых интересных в обучении. Впервые такой интерактивный метод обучения разработали в Гарварде, и сегодня кейс-метод активно используют как в школах, так и в университетах.

 

Кейсы – это конкретные ситуации, которые необходимо изучить и предложить свой вариант решения. Они максимально приближены к реальной ситуации и носят практический характер. Для того чтобы решить кейс, ученик должен проявить креативность, применить теоретические знания и показать свои личностные качества. А также решение кейсов побуждают учеников к диалогу и к дискуссии.

 

На что надо обратить внимание, если вы решите применить такой метод:

 

1. Преподаватель выступает не в качестве наставника, а в качестве наблюдателя и слушателя.

 

2. Важен не столько конечный результат, сколько метод решения задачи.

 

3. Акцент смещается с анализа причинно-следственных связей на творческий подход учеников.

 

4. Кейс-метод предназначен для того, чтобы научить решать непростые проблемные ситуации и вопросы.

 

На уроках литературы в 10 классе я применила метод решения кейсовых задач при изучении романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Конечно, я поставила перед собой цель внести больше конкретики в само задание, чтобы проверить и предметные знания, и творческие решения, которые предложат ученики. А также к каждому кейсу приложила дополнительную информацию (выдержки из статей), чтобы ученики могли этим пользоваться. На решения таких кейсов ушло примерно полчаса, а оставшееся время мы потратили на защиту и обсуждение.


Кейс № 1: «Война и мир» - не роман в известном смысле этого слова. Именно «роман-эпопея» - наиболее удачное объяснение этого жанра, поскольку в полной мере отражает всё наполнение и форму произведения.

 

Задачи:

  1. Узнать краткую историю создания произведения;
  2. Определиться с понятием «роман», его характерными чертами;
  3. Какие виды романов бывают? Для чего придумано это деление?
  4. Роман-эпопея – что это? Докажите, что «Война и мир» - это действительно роман-эпопея.

Кейс № 2: «Война и мир» - не историческое произведение, а, в первую очередь, художественное, несмотря на то, что основано на реальных событиях, и то, что в романе присутствуют исторические личности.

 

Задачи:

  1. Какие исторические события легли в основу романа?
  2. Каких исторических личностей читатель встречает на страницах произведения?
  3. Сравните исторический портрет Наполеона и его художественное изображение. Для чего Лев Николаевич Толстой «изменяет» Наполеона?
  4. Должны ли писатели соблюдать историческую точность в художественных произведениях?

Кейс № 3:Проблема «отцов и детей», поднятая ещё И.С.Тургеневым, находит своё отражение и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Нужно ли прощать перед смертью близких людей, если они приносили боль в течение всей жизни? Как с этим справляются герои романа?

 

Задачи:

  1. Выявить, какие проблемы «отцов и детей» присутствуют в романе.
  2. Перечитать эпизод смерти Болконского-старшего. Как реагирует на это его дочь Мария?
  3. Сравните отношения родителей и детей в семьях Болконских и Ростовых. Чем отличается воспитание? К чему это приводит в каждой семье?
  4. Какие проблемы в столкновении интересов описываются в романе «Война и мир»? Почему этот роман называют семейным?

Кейс № 4:Подражание и поклонение кумиру – один из вариантов развития и становления личности. Всегда ли кумиры оказываются такими, какими мы их представляем? К чему может привести слепое подражание? 

 

Задачи:

  1. Отношение Андрея Болконского к Наполеону: какое было, как изменилось, почему изменилось?
  2. Как подражание Наполеону повлияло на становление личности Андрея Болконского?
  3. Эпизод «Битва под Аустерлицем»: встреча Болконского с Наполеоном. Болконский и небо. Почему размышления о жизни приходят к Андрею, когда он смотрит на небо, а не на Наполеона?
  4. 1812 год. Болконский принимает участие в Бородинском сражении, где присутствует Бонапарт. Каким признаёт Андрей Наполеона? Почему?

Кейс № 5:Воспитание нравственных чувств в героях – одно из самых сложных и интересных для писателя. По словам критика Чернышевского, Наташа Ростова является нравственным идеалом Л.Н.Толстого. Какой путь проходит героиня в испытании собственных нравственных идеалов? Всегда ли идеальный человек идеален с рождения? 

 

Задачи:

  1. Наташа Ростова – первое появление, первый «большой» бал. Как представлена героиня? О чём она думает? О чём мечтает?
  2. Воспитание в доме Ростовых. Как подходят родители к воспитанию детей? Какие нравственные идеалы закладываются в семье?
  3. Наташа и Анатоль Курагин – намеренная ошибка?
  4. Наташа и Андрей – идеальная несостоявшаяся пара? Почему Наташа и Андрей обречены на расставание?
  5. Наташа и Пьер – история отношений. Почему именно эта пара становится идеалом семьи?

 

В результате такого урока ученики глубже погрузились в определённую тему, смогли поработать с дополнительным материалом (выдержки из статей), поработать в команде, выслушать мнения друг друга и предложить свои ответы на поставленные вопросы.

 

Конечно, метод кейсов подойдёт и для проведения классных часов, и для использования на уроках истории и обществознания. Проведение такого урока в рамках изучения романа «Война и мир» показалось мне интересным, и, судя по отзывам десятиклассников, им такой формат пришёлся по душе.

 

Симпатова Валерия Евгеньевна

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

 


Читайте также
КОМУ ПОЙДЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ
12 октября, 20:44
На прошлой неделе мы поздравляли любимых педагогов с профессиональным праздником. В День учителя кто-то из учеников мог задуматься – может быть, и мне пойти в эту профессию? Разбираемся, кто подходит для такой должности, а кому становиться учителем точно не стоит.
Подробнее
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЗДУХА
11 октября, 20:59
Загрязнения бывают разные, но в последние десятилетия жители городов всё больше страдают от вреда, который приносят маленькие частицы-«убийцы». Их называют РМ2,5 и PM10. Эти частицы – мелкодисперсная пыль размером от 10 нанометров до 2,5 микрометра.
Подробнее
ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР И СПОСОБ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
11 октября, 21:12
«Школа социальной журналистики» – проект, посвящённый знакомству школьников с профессией журналиста. В ходе проекта участники познакомятся с пермскими врачами и напишут о них очерки.
Подробнее