ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ В МЮЗИКЛЕ «СЛОВА-ПАРАЗИТЫ»

13 мая, 08:45

8 апреля рок-группа «Дайте танк (!)» выпустила анимационный мюзикл «Слова-паразиты», который можно найти на YouTube. Действие происходит в лесу, обитатели которого неожиданно обретают способность разговаривать. Появление речи кардинально меняет жизнь всех животных, однако основных действующих лиц трое: Змей, Заяц и Лось. Здесь я попробую проанализировать образы этих героев и изучить их поведение.

  

  

Первым перед зрителем предстаёт Змей. До появления «слов-паразитов» он был коварен и хитёр и умело заманивал зверьков к себе в пасть: «сеял ужас и весь лес погружал во мрак». Однако после возникновения речи ему стало стыдно охотиться и причинять вред жертвам, поскольку те молили о пощаде: «Постепенно слово стало оружием хуже яда». Несмотря на свою хищническую натуру, Змей не способен притворяться подлым и хитрым, поскольку чувствует жалость к своей добыче. Ему стало совестно расправляться с беззащитным существом, которое просит свободы, поэтому он не знает, как дальше искать себе пропитание: «И под угрозой моё сытое благополучие / Зато я честен, и совесть меня не мучает», «Я толкать на гибель невиновных не имею права». Иронично звучит фраза: «Да, я убийца, но я не лицемер». Змей готов съесть зверька лишь в том случае, если «любые травмы – с обоюдного согласия». Благородные душевные качества в герое борются с инстинктами, поэтому его шансы на благополучное существование значительно уменьшаются. Возможность разговаривать сделала жизнь Змея значительно сложнее: он стал ощущать вину и стыд за свою охоту на беспомощных жертв.

  

  

Затем всё внимание переключается на Зайца – одного из пугливых лесных обитателей, который желает противостоять системе: «Довольно в панике прятаться в лопухи, / От кровожадных обидчиков по росе убегая». Он считает себя поэтом, избирая творчество в качестве жизненного пути: «Доля поэта – основной лейтмотив мой». Однако самолюбие персонажа неимоверно велико: он желает слышать почести от других животных («Отлично, хлопайте в ладоши, повторяя: «Ах! До чего же одарённый Заяц! Наш кумир!»») и читает свои стихи всем, несмотря на безразличие со стороны окружающих («Для вас трибунами будет вот эта горка… / Куда же вы?! Я вам пытаюсь открыть новый мир!»). Также герой не принимает негативные взгляды лесных жителей на собственные творения, аргументируя это тем, что не все способны найти в его стихотворениях глубинный и истинный смысл: «Если не нравится – значит не поняли!». Кроме того, Заяц высокомерен и считает себя намного талантливее и умнее других животных: «Вам наплевать на культуру и её этапы! / Серая масса! Я громко над вами смеюсь!». Но никто не желает боготворить персонажа, а ему очень хочется стать признанным гением леса. Впоследствии Заяц отчаивается и начинает думать, что популярности он сможет добиться, лишь уйдя из жизни: «Ну неужели я славы добьюсь, / Лишь наложив на себя свои лапы?», «Правители, диктаторы / Вдруг осознают потерю, / И вы решите открыть в норе моей музей!».

   

  

Последним из этой тройки появляется Лось. Ранее он был тихим и неприметным лесным обитателем, чем был вполне доволен: «Без этой глупой болтовни мне неплохо жилось. / Я был в гармонии с собой от копыт до рогов, / Бродил везде один, не различая друзей и врагов». Герой предпочитает бессмысленным и пустым разговорам молчание, ведь, по его мнению, «чем больше слов, тем меньше все они имеют веса». Даже когда у Лося появился собственный голос, он осознал, что ему нечего сказать другим животным, так как он и раньше ни с кем не дружил и не конфликтовал: «Когда прорезался мой голос наравне со всеми, / Понял я, что Лосю вовсе нечего сказать по теме». Однако даже неразговорчивость не позволила персонажу избежать перемен в лесу, ведь другие звери сочли его хорошим слушателем и стали делиться с ним всеми сплетнями, новостями и проблемами: «Я обыватель, мне бы только поспать и покушать, / Но все решили: раз молчу – значит умею слушать». Лося раздражает этот «назойливый хоровод» болтовни, он ищет покоя и уединения, но на деле герой слишком вежлив и тактичен, чтобы прямо отказать собеседнику в общении: «Не сомневаюсь, все вы личности высшего сорта, / Это не причина для вторжения в зону комфорта!», «— Это я размышляю про себя, а на деле / Многозначительно киваю на любую фразу». За всё это время сохатый понял психологию всех, кто искал с ним разговора и строго её придерживался: «Всего-то надо никогда не спорить с говорящим, / И он почувствует себя учёным настоящим». Лось морально истощён от общения: «И я смирился: не вернуть тишину и уют, / Чужие мнения осели во мне и гниют. / Вчера пропал аппетит, сегодня – сон». Его не волнуют чужие беды и переживания, но он не знает, где спрятаться от бесконечных обсуждений: «Куда деваться, если я в оккупации / У вашей тонкой душевной организации!». Появление речи сильно мешает Лосю жить так, как он привык, поэтому зверь не понимает, какие шаги следует предпринять для возвращения к старой рутине.

  

Таким образом, возникновение языка сильно изменило уклад жизни Змея, Зайца и Лося, наделив их новыми качествами: совестливостью и жалостью, самолюбием и навязчивостью, раздражительностью и умением притворяться. Основные герои мюзикла не статичны, они меняются вместе со всем лесным миром, а их характеры становятся более многогранными. Образы этих трёх зверей раскрывают главные проблемы, поставленные в произведении: влияние языка и речи на общество и что происходит с личностью, живущей в мире постоянных коммуникаций.

Екатерина Ложкина

  

  

Иллюстрации взяты из описанного произведения.

 


Автор:


Читайте также
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
21 октября, 21:14
Сегодня проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Почему? Думаю, ответ прост. Дело в том, что разработка проектов включает в себя важные компоненты образовательного процесса: познавательный, исследовательский и творческий. А также школьники вырабатывают навык работы в команде, что сегодня немаловажно. Именно в проектной деятельности можно совместить науку и творчество.
Подробнее
В КАКИХ ПРОЕКТАХ СТОИТ ПОУЧАСТВОВАТЬ ВЫПУСКНИКАМ
19 октября, 21:43
Проектная деятельность – отличный способ себя показать, на других посмотреть, а заодно и получить ценный опыт. Для учеников выпускных классов призёрство или победа в подобных проектах может даже означать дополнительные баллы при поступлении.
Подробнее
КАК СДЕЛАТЬ ПОСЛЕДНИЙ ПОДАРОК УЧИТЕЛЮ НЕЗАБЫВАЕМЫМ
7 октября, 20:04
Близится День учителя – профессиональный праздник всех педагогов, которые указывали нам путь к знаниям многие годы. Выпускники, у которых с учителями хорошие отношения, могут спрашивать себя – что подарить на День учителя в последний раз, да так, чтобы запомниться?
Подробнее