«На пути цифровизации образования будут стоять те, для кого оно предназначено», - Александр Чернышев

3 апреля 2020 , 11:40

Как вы, дорогие читатели, уже прекрасно знаете, режим изоляции по всей России продлён до 30 апреля. Когда участники образовательного процесса вновь встретятся в стенах школ – неясно. Из этих соображений все сейчас переходят на дистанционный формат проведения занятий. О том, как это происходит и что может помочь педагогам в непростом процессе переключения «на удалёнку», мы поговорили с учителем обществознания лицея №2 г. Перми, старшим научным сотрудником Центра цифровизации и развития образовательных систем Института развития образования Пермского края Александром Юрьевичем Чернышевым.

 

«Перемена-Пермь»: Насколько, на ваш взгляд, пермские школы готовы к повсеместному введению дистанционного образования? Как реагируют на них педагоги?

Александр Чернышев: Судя по ощущениям, все учителя находятся сейчас в состоянии форс-мажора. Реакция – самая противоречивая, от безусловного принятия до полного отторжения. Но спрос на новые онлайн-инструменты со стороны учителей сейчас просто невероятный.


Я не могу оторваться от такого изобилия публикаций по теме дистанционного обучения, какого ещё два месяца назад не было. В социальных сетях, неформальных педагогических сообществах учителя активно делятся между собой опытом, бесплатно обучают друг друга.


Идёт замечательный процесс самоорганизации профессионального сообщества, на глазах преобразующего наше заорганизованное офлайн-образование.

 

Я через Facebook забросил объявление о готовности провести дистанционный курс для учителей «Google Класс на время карантина». За 3 дня регистрационную форму заполнили 411 педагогов со всего бывшего Советского Союза. Правда, на курс пришло чуть больше сотни. Стоит ажиотаж, спрос искусственно подогрет обстоятельствами, состоянием неопределённости, в котором мы все находимся.

 

«П-П»: Как будут реализованы дистанционные технологии в школах? Есть ли единство в используемых сервисах?

А.Ч.: Единства нет, это точно. Да и откуда ему взяться, если к одновременному массовому переходу на ДО никто специально не готовился? Учителя ищут свои способы: кто-то быстро осваивает Google Classroom, кто-то проводит видеотрансляции в Zoom. Есть рекомендации Министерства просвещения, работают методисты. По моим ощущениям, повторюсь, процесс быстрого обучения учителей происходит стихийно. Педагогические коллективы сами принимают решение о том, как организовать дистанционное обучение на этот период. Второму лицею проще – мы с сентября находимся в системе «ЭПОС-школа». Поначалу было непонимание, зачем она нужна. Сейчас педагоги выдохнули и уже формируют в системе расширенные домашние задания учащимся.


Я в эти дни работаю на дистанционном курсе «Возможности применения платформы Google Класс при реализации модели дистанционного обучения» от ИРО ПК. В группе у меня 44 человека. С нами учителя из Куеды, Осы, Чернушки, Суксуна, Чусового и других мест Пермского Края. 60% участников не имеет опыта дистанционного обучения, но у всех велико желание научиться.


Вот топ-4 онлайн-сервиса, применяемые ими уже сейчас в учебном процессе:

1) Учи.ру

2) Российская электронная школа

3) LearningApps

4) Kahoot

 

«П-П»: Как вы можете оценить и какой из форматов дистанционного преподавания назвать лучшим? Выскажите ваше мнение о вебинарах и иных уроков в прямом эфире, видеозаписях уроков, подкастах (аудиозаписях), курсах без включения человека (презентациях, конспектах), онлайн-тестах, викторинах и т.п.

А.Ч.: Думаю, об этом лучше скажут методисты. Учителя пробуют все. Я каждый день в сети читаю как восторженные отзывы учителей о прошедших в Zoom уроках с пятиклашками, так и возгласы отчаяния от того, что они боятся «не на ту кнопку нажать». Это нормальный процесс поиска и большой учёбы. Мне как учителю на данном этапе комфортнее проводить занятия не в прямом эфире, а создавать урок, контент к нему (презентации, тесты, видео) и дистанционно отслеживать его прохождение учениками. Поэтому для себя я давно уже выбрал платформу Google Classroom.

 

«П-П»: Опишите ваш «обычный» дистанционный урок. На каких площадках вы занимаетесь, как взаимодействуете внутри них, куда уходите вместе с учениками после уроков?

А.Ч.: Вспоминаю, как начинал работать со школьниками восемь лет назад. Перелопачивал базы заданий, забивал их в вордовские файлы по тематическому принципу. На уроке решали тесты прямо с компьютера или распечатывали их на принтере. Времени на вторую часть ЕГЭ хронически не хватало. Файлы с заданиями я скидывал им на почту или в ВК, затем тратил безумное время на проверку вернувшихся вариантов. Из пособий – учебник да неизменный справочник Баранова.


А теперь вся накопленная база заданий, учебных материалов, интерактивных презентаций и видеоуроков выложена в свободный доступ. С автоматизированной проверкой тестов. Всё, что ученик может сделать сам – там. А главное – это возможность последовательно выстроить свою работу на каждый день, а не только по расписанию уроков в школе. Сегодня я проверяю их сложные планы, завтра – определения понятий. Каждый получит рецензию на ответ. Каждый день – оценка в электронном журнале.


Если заниматься самостоятельно каждый день, этот объём уже не покажется чрезмерным. Ведь уже нет грани между уроком и выполнением домашнего задания. Тем более что учитель всегда на связи, не только в рабочее время. Сам себе задаёшь планку. Всё достижимо. Это не замена учителю, но возможность отказаться от репетитора. Это дополнительный ресурс, расширяющий образовательные возможности ученика, экономящий время и деньги. В нашей работе ведь тоже так важен сервис…

 

«П-П»: Кому тяжелее в ситуации дистанта – школьникам или педагогам?

А.Ч.: Расскажу случай. Это было не во втором лицее, в другой школе, в которой я работал. Захожу в учительскую, здороваюсь. Учительница в одиночестве за столом то ли проверяет тетради, то ли что-то пишет. Видно, что торопится. Мне показалось, что я поздоровался в пустоту. Голову она так и не подняла, не взглянула на зашедшего и, возможно, даже не услышала моё приветствие. Я не в обиде, вижу ведь, что все кругом в бумаготворчестве. Подумал: чем больше я с увлечением погружаюсь в онлайн-технологии, тем больше понимаю, сколько благ они несут перегруженному учителю, освобождая его от рутины её Величества Бумаги. Ведь каждый элемент технологической карты урока (даже организационный, включая отметку присутствующих, проверку ученических работ, выдачу д/з и т.п.) можно оцифровать. Как мало я пишу в последние годы на бумаге!


Но, как это ни парадоксально, на пути цифровизации образования будут стоять не дефицит финансовых средств и не консерватизм педагогов, а те, для кого это образование предназначено. Да-да, против новых технологий будут немотивированные учащиеся, как в свое время луддиты-рабочие – против станков.


Ведь теперь не попеняешь «это мы не проходили, это нам не задавали...». Твои пропуски уроков (пусть и уважительные) ничего не значат, и против оценки, выставленной автоматически, не попрёшь. Да и списать трудновато будет (хотя мы знаем, как они умеют изощряться в этом "искусстве").

 

Почему я об этом сейчас рассказываю? Видели бы вы недовольство моих учеников, когда я им выдал д/з: прорешать банальный тест на Google Формах! Кто-то даже пожаловался на отсутствие интернета и изобразил непонимание, как пройти по ссылке. Онлайн-обучение реально ударит по непривыкшей к самостоятельности и самодисциплине инертной массе ученичества, развращённой ничегонеделанием в школе. Но я не собираюсь отступать. Не секрет, что у многих учеников нет даже потрёпанного годами экземпляра учебника, и зачастую им нечего открыть на уроке. Привыкли к говорящей голове учителя. Но, слава богу, есть доступ в интернет…

 

«П-П»: Поделитесь основными рекомендациями и советами на этот период к ученикам, их родителям и педагогам.

А.Ч.: Надеюсь, что всё не сведется к прикреплению в электронных журналах домашних заданий по принципу "выучить материал" и отсылаемым учениками фотографиям решённых тестов.


У нас есть уникальная возможность организовать процесс самообучения. Заняться методиками самообразования. Детям и взрослым. Поверить и проверить, что оно не менее эффективно, чем образование школьное. Посмотрите, какой идёт вал образовательных предложений.


 

Лично я буду продолжать учить дистанционно каждый день, был бы спрос. Даже несмотря на объявленные снова выходные. Завтра разошлю через Google Класс мотивирующие письма сотне моих лицеистов, которые занимались на курсах, бросали, начинали снова и снова не доходили до конца. Напишу письма и тридцати девятиклассникам из разных образовательных учреждений города, зарегистрировавшимся, но не активным на моём курсе «Обществознание на 5». Более того, я готов перезапустить свои курсы и бесплатно заниматься с желающими старшеклассниками как из городских, так и из краевых школ, быстро научить учителей создавать мини-курсы по своим предметам. Кто знает, сколько это продлится? А меня как отца волнует, что будут делать дальше засидевшиеся на каникулах дети.

 

Дмитрий Шилов


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее