ДЕТСКИЕ СМИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

24 апреля 2020 , 11:56

Насколько российские школы готовы к повсеместному введению дистанта? Какие сложности возникают в работе периодического издания в режиме самоизоляции? Что ждет печатные СМИ? Об этом и многом другом мы поговорили с директором по детским проектам издательства «Открытые системы» (издания для детей «Классный журнал», «ПониМашка», мультстудия) Алексеем Ходорычем.

 

– Занимаясь федеральными детскими СМИ, Вы наверняка видите общую картинку подготовки образовательных учреждений к удалённым форматам обучения. Насколько, на ваш взгляд, российские школы готовы к повсеместному введению дистанта? Кому тяжелее в ситуации дистанта – школьникам или педагогам?

– Думаю, для всех очевидно, что переход на дистанционную форму обучения произошел очень резко. К такому повороту событий не были готовы ни учителя, ни дети, ни родители. Причем, не только в России. Ни одна система образования в мире не была готова к столь резкому вынужденному переходу на дистант.

 

Судя по исследованиям образовательной платформы «Учи.ру» в среднем рабочее время учителей увеличилось на 3 часа в день. Больше времени стало уходить на подготовку к урокам, на взаимодействие с родителями и работу с документами. Отмечается, что адаптационный период проходит тяжело не только у учителей, но и у школьников, что может отразиться на их успеваемости.

 

Что касается родителей, то порядка 30 % утверждают, что им приходится заниматься с ребенком постоянно и полностью погружаться в учебный процесс.

 

Поскольку ситуация нова для всех участников процесса, то тяжело всем в равной степени – и педагогам, и школьникам, и их родителям.

 

– Поговорим о СМИ. Как «Классный журнал» и «ПониМашка» существуют в период изоляции?

– Мы продолжаем выпускать наши издания в печатном виде, но, как и многие, стремимся дать читателям доступ к электронным версиям. Конечно, мы не готовы открывать все архивы, потому что наш основной заработок идет от подписки и продажи в розницу именно бумажных версий.

 

Если говорить о нашей аудитории, о детях, то они не читают в Интернете. По этой теме существуют серьезные исследования. Дети смотрят видео, играют, слушают что-то, но только не читают. Поэтому надеяться на то, что сайт будет приносить какой-то существенный трафик и прибыль не приходится.

 

Я не знаю, сколько продлится режим самоизоляции, но в нынешних условиях мы сделали три вещи.

 

Во-первых, мы организовали акцию, написав о ней на нашем сайте и открыли архив на 20 журналов (10 журналов «ПониМашка» для дошкольников и 10 «Классных журналов»). Также мы вошли в «Большой путеводитель», в котором любой желающий может скачать этот архив и читать все находящиеся в нем выпуски.

 

Вторая акция издательства «Открытые системы» – «Журналы – школьным, детсадовским и детским библиотекам», которую мы совсем недавно начали проводить, заключается в том, что библиотекам мы предлагаем скачать архивы за весь 2019 год и то, что есть на данный момент в 2020-м. Архив занимает 1,5 гигабайта ценнейшего материала. Мы рассылаем письма губернаторам, в которых просим оказать содействие и оповестить библиотеки региона, первые ответы уже приходят – все по достоинству оценили эту акцию, она всем нравится и очень востребована. В Москве мы уже всех тоже оповестили и все этому тоже очень рады. Если нас прочитают школьные, детсадовские или детские библиотеки, пусть пришлют нам письмо на class@osp.ru, мы вышлем ссылку на архивы.

 

Третий предпринятый нами шаг – это активизация продаж электронной версии журнала.

 

Продолжите ли вы выпуск печатной версии или будете развивать электронные ресурсы?

Кто-то говорит, что сейчас визуальный век, какие, мол, могут быть бумажные издания и не понимают, зачем это продвигать. На что я всегда отвечаю, что дети читают только на бумажном носителе. Вы видели когда-нибудь ребенка, который читал с экрана компьютера? Такого в принципе нет. Как только ребенок садится за компьютер, он сразу начинает или играть, или общаться в соцсетях, или смотреть видео. А чтение – это своего рода тренинг мозга, в котором развивается образное мышление. Кто-то возражает на это говоря, что раньше, когда чтения как такового не существовало, люди как-то выживали. На мой взгляд, ответ здесь прост – чтение заменялось устным рассказом. Это ничем не отличается абсолютно. Любой устный рассказ, будь то повествование Гомера или сказка бабушки  в XV веке заставляло мозг слушателя создавать в голове образы, дорисовывать картинки. И это все очень сильно развивало и развивает сейчас.

 

Сейчас, когда информационное поле насыщенно визуальным контентом, теми же фильмами, люди ухудшают свои навыки образного мышления, мозг глупеет в буквальном смысле, когда воспринимает информацию чересчур реально. Например, в фильме есть и динамичное изображение, и звук, то есть все как в реальной жизни и поэтому мозгу нет необходимости что-то дорисовывать, напрягаться, а вместе с тем и развиваться. Фильм в сравнении с книгой можно назвать фастфудом – он вкусный, но не такой полезный, он не развивает. А книга заставляет человека думать и расти.

 

Иными словами, мы пока не видим альтернативы выпуску печатной версии журнала. Может быть будущее как-то изменит мою позицию, но пока она именно такова и такова объективная реальность

 

Хотя, конечно, ситуация на рынке тяжелая, и дело здесь не только в самоизоляции и карантине. Проблема состоит еще и в том, что разрушается система распространения – повсеместно закрываются киоски; через супермаркеты продажи идут не очень хорошо, поскольку туда просто не попасть, не всех берут, и обычно за деньги; библиотекам урезают финансирование, им просто не на что приобретать даже книги, не то что журналы. То есть людям бумажные издания нужны, но они их не могут покупать. Казалось бы, в этой ситуации могла бы помочь Почта России, но у них тоже далеко не низкие тарифы и не всем это по карману.

 

В очень многих странах действуют двумя способами. Первое – всячески пропагандируют чтение, чтобы оно оставалось на уровне. Это практикуется и в Юго-Восточной Азии и в Европе. Там целые программы действуют по этому вопросу. А второе – стимулируют возможность распространения печатной периодики, в том числе с помощью субсидирования. У нас же этого ничего нет.

 

Конечно, мы думаем над развитием и других направлений. В прошлом году мы начали создавать мультфильмы, например, про героиню журнала для дошкольников «ПониМашку». За 2019 год мы сняли 3 мультфильма.  Безусловно, это очень трудоемкое дело, которое не окупается. Тем не менее, нам идея нравится, она находится в русле позитивного контента. К тому же, мультфильмы очень востребованы в обществе и мы будем искать возможность для продолжения этого проекта, участвуя в грантовых конкурсах, сотрудничая с инвесторами.


Это может послужить своего рода мостиком от печатной версии к электронному продукту. Например, в печатной версии журнала можно будет делать ссылку на мультфильм через приложение, в мультфильме о журнале рассказывать. В общем, нам это направление кажется интересным и более перспективным, чем развитие текстового контента в интернете.


 

– В каком формате или на какой площадке детям удобнее всего знакомиться с вашим контентом? Дайте свои рекомендации насчёт того, куда можно «переместиться» детской прессе на это время?

– Сейчас крупнейшие образовательные компании страны объединились, чтобы создать «Большой путеводитель» по бесплатному дистанционному обучению для детей и подростков во время карантина. Путеводитель разработали специалисты Skysmart (школьное направление Skyeng), в него входят более 20 бесплатных ресурсов для школьников, учителей и родителей. Мы также присоединились к этому проекту, предложив бесплатный доступ к электронным версиям 20 выпусков изданий для детей «Классный журнал» и «ПониМашка». Я бы всем рекомендовал сейчас искать подобные объединения, через которые можно доносить свое предложение до читателей.

 

– Какие сложности привнёс карантин в ваши рабочие процессы? Как вы наладили взаимодействие редакции? Все ли сохранили свои рабочие места?

– Основные сложности в том, что ситуация непривычна и к ней надо подстраиваться. Всё приходится делать дольше. То, что все работают из дома, только усложняет рабочие процессы. Все рабочие места мы сохранили. Взаимодействие с сотрудниками редакции осуществляется дистанционно, полагаю, как и у всех. 

 

– Общаетесь ли вы с коллегами по детской прессе из регионов? Что они предпринимают в связи с изоляцией?

– Вот с вами сейчас общаюсь, а так крайне редко. Я бы с удовольствием общался, если бы было свободное время.


Прямой эфир Алексея Ходорыча с редакцией "Перемена-Пермь"

 

– Насколько востребованы ваши спецпроекты и конкурсы сродни «Читать как дышать» и «Литературная одиссея»? Стоит ли детским СМИ обратить внимание на подобное взаимодействие со своей аудиторией? Планируете ли вы запустить какие-либо проекты, связанные с изоляцией?

– Конечно, востребованы. Вот только рук не хватает на все эти проекты. На данный момент просто все в непривычном напряженном режиме работают и это сказывается абсолютно на всём.

 

Сейчас главный проект, на который направлены наши усилия – это библиотеки.  То есть идет рассылка по губернаторам, я отправляю письма партнерам, веду переговоры.

 

– Поделитесь основными рекомендациями и советами на этот период ко всем участникам образовательного процесса – ученикам, их родителям и педагогам.

– Отцовское движение, в котором я состою, проводит стримы. Недавно в прямом эфире мы поговорили о том, как рассказывать интересные истории. Вспоминали, что Пушкин в карантине написал «Повести Белкина» и много чего еще. И вот сейчас, если у кого-то есть много свободного времени, самое время начать что-то писать, рассказывать истории, а не просто смотреть фильмы.


Есть такая поговорка, что истории происходят с теми, кто умеет их рассказывать. Каждый день с любым из нас происходит много всего интересного. Можно писать какие-нибудь пародии на рассказы, фанфики. У меня, например, есть такое увлечение, которое называется «Холмс и Ватсон». Ватсон спрашивает у Холмса о чем угодно, и задача в том, чтобы найти неожиданный остроумный ответ.


Я рекомендую тренировать таким образом фантазию. Я считаю, что это лучше, чем просто сидеть и смотреть фильмы. Лучше работать над своим развитием, над какими-то проектами. Возможности здесь безграничны и все они как правило связаны с чтением. Если даже кому-то не интересны эксперименты с рассказыванием и написанием текстов, я рекомендую тратить время на чтение, а для этого нужно всего лишь скачать электронные версии нашего журнала и читать их.

 

Беседовал Михаил Боталов 


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее