Ранняя профориентация – ключ к выбору правильной профессии
Профориентация помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии, учитывая собственные интересы, способности и требования на рынке труда. В этом процессе важна поддержка взрослого наставника, который поможет школьнику раскрыть сильные стороны и оценить перспективы развития в различных сферах. Обсудили этот вопрос с Натальей Анатольевной Протасовой – начальником отдела профессиональной подготовки и развития персонала филиала «Азот» «АО «ОХК «Уралхим» в городе Березники. Мы поговорили о ранней профориентации и роли бизнеса в подготовке будущих специалистов.
— Насколько, на Ваш взгляд, важна ранняя профориентация школьников?
— Крайне важна. Вспоминаю свои школьные годы: у нас был УПК (учебно-производственный комбинат), где школьники пробовали себя в разных профессиях – от продавца до слесаря. Я, например, быстро поняла, что торговля – не моё. Современным детям тоже нужна такая возможность – «примерить» профессию до окончания школы.
— Сейчас в школах вводят профильные классы (химические, лингвистические и т.д.). Это решает проблему?
— Профильные классы — это шаг вперёд, но они создают иллюзию выбора, когда настоящего выбора ещё нет? Ребёнок 3 года углублённо изучает, например, языки, а потом вдруг осознаёт, что его настоящее призвание — медицина или инженерия. И оказывается перед мучительным выбором: продолжать по инерции или начинать всё заново.
В качестве альтернативы мы предлагаем создавать пространство для профпроб, во время которых мы не ставим оценок, не заставляем, не говорим «ты должен выбрать». Мы просто показываем, как устроен наш мир, даём потрогать профессию руками. И тогда выбор происходит естественно – не потому что «так надо», а потому что «мне это действительно интересно».
Вот в чём суть настоящей профориентации – не в ранней специализации, а в создании возможностей для осознанного выбора. Чтобы к моменту окончания школы человек точно понимал, что цветочки ему сажать–нравится, а продавать эти цветочки – нет.И для этого ему нужно не три года обучаться в профильном классе. Должна быть возможность попробовать разные варианты и найти тот, который отзовётся в сердце.

— Начиная с какого класса оптимальнее это делать?
— Оптимально с 6-7-го класса. Главное не в формате лекций, а через деятельность: игры, квесты, викторины, экскурсии. В таком возрасте важно не перегружать, а заинтересовывать.
— А какие основные проблемы возникают у подростков при выборе профессии?
— Основная – неумение определиться: направлений множество. Они хотят попробовать всё, но не могут оценить свои силы и запросы рынка. Задача взрослых – показать спектр профессий и помочь соотнести «хочу», «могу» и «надо».
— Бывают ли дети, которые не могут найти себя ни в одной специальности?
— Таких мало. Обычно ребята, наоборот, слишком активны. Но если подросток теряется, важно мягко направлять его: возможно, он просто не видит своих талантов.
— Если перейти к разговору о филиале «Азот», то какие профессии у вас особенно востребованы?
— У нас, как и везде сейчас, востребованы рабочие профессии: операторы ДПУ, слесари-ремонтники, аппаратчики всех направлений химической отрасли: аппаратчики абсорбции, окисления. Также востребованными остаются токари и электрогазосварщики.
— Можно ли сразу после колледжа начать карьеру на вашем предприятии?
— Можно. И даже нужно. Когда ребята приходят после колледжа, они имеют именно тот уровень знаний, который им поможет освоить практику, получить профессиональный навык выполнения операций. И этого им пока достаточно для развития и для сохранения интереса. Потом придёт время, когда им захочется перейти на следующий уровень образования: это всё будет логично, постепенно и комфортно. А если не захочется, можно будет выстраивать свою карьеру в горизонтальной плоскости: осваивать несколько рабочих мест, повышать квалификацию.
— Есть ли на «Азоте» курсы повышения квалификации?
— Да, есть, они бесплатны для работника и входят в перечень социальных гарантий и льгот компании. Работник может освоить несколько профессий бесплатно за счёт работодателя: у нашего предприятия есть лицензия на образовательную деятельность и опытные квалифицированные наставники. В 2024 году к наставничеству было привлечено около 400 специалистов.
— По окончании этих курсов стажёры сдают экзамены?
— Обязательно. Экзаменов у нас, конечно, много: и по охране труда, и по промышленной безопасности. Завершающим является квалификационный экзамен – он проводится по окончании обучения. При успешной проверке знаний работники получают свидетельство о присвоении профессии и разряда.
— А что включает в себя квалификационный экзамен?
— Это обычный экзамен, как во всех техникумах и институтах. Теоретический этап – ответы на вопросы комиссии экспертов, практический – оценка умений и навыков выполнения рабочих операций. По итогам этих испытаний эксперты присваивают квалификацию.
— Возвращаясь к разговору о социальных гарантиях и льготах: что ещё можно отметить?
— Доплату на питание сотрудника, разные виды материальной помощи при бракосочетании, рождении ребёнка, к отпуску, ипотечное кредитование, софинансирование, ДМС, путёвки в лагеря и санатории. Также у нас есть молодёжное объединение – «Лига лидеров». Когда ребята приходят на завод, они попадают под опеку «молодёжки», где занимаются волонтёрством, участвуют в общественных мероприятиях, ездят на соревнования, играют в КВН.
— Какие знания, навыки необходимы для работы на химическом предприятии молодому сотруднику?
— Для работы в химической отрасли, безусловно, необходима серьезная база знаний – прежде всего, в области химии, физики и математики. Эти фундаментальные науки составляют основу нашей работы. Но не менее важны и общие компетенции: умение анализировать большой объём данных, работать в команде, оперативно решать производственные задачи, сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях. Особенно важна способность к постоянному обучению, ведь современное химическое производство – это динамично развивающаяся сфера с высоким уровнем технологизации, где регулярно появляются новые процессы и оборудование.
— Сколько длится испытательный срок?
— Три месяца. В основном он устанавливается для инженеров и технических работников. Рабочих мы берём без испытательного срока. Кстати, также мы готовы рассматривать кандидатов без профильного образования – всему необходимому обучим непосредственно на производстве, если у человека есть искренний интерес к работе.
— Какой совет вы можете дать школьникам, которые хотели бы посвятить себя работе на химической промышленности?
— Мой главный совет будущим химикам – начинайте с заботы о себе. Крепкое здоровье и выносливость – это базис для работы в нашей отрасли. Развивайте в себе любознательность, дисциплину и ответственность – эти качества станут вашими главными помощниками. Прежде всего – постарайтесь понять себя. Химическая промышленность многогранна: это и лаборатории, и производство, и инновационные разработки. Используйте возможности профориентации, чтобы найти именно ту сферу, где раскроется ваш потенциал.
— Как ребята могут к вам попасть за рамками проекта «Профисмена»?
—Мы сотрудничаем с Березниковским политехническим техникумом – это основная кузница наших кадров. Также работаем с Березниковским филиалом Пермского политехнического университета, Соликамским горнотехническим колледжем и Березниковским строительным техникумом. Для студентов мы проводим экскурсии, пробные работы, мастер-классы.

— А со школами взаимодействуете?
— Да, в Березниках в школе № 5 у нас недавно открылись АзотХимклассы. Учеников 10-11-х классов ждёт углубленное изучение химии и физики с практикой в лабораториях филиала ПНИПУ.
— Чем АзотХимкласс отличается от обычного школьного?
— Учебная программа этого класса делает акцент на изучении точных наук – химии и физики. Наши производственные специалисты привлекаются к встречам с ребятами, во время которых в доступной форме рассказывают о технологических процессах и особенностях работы предприятия. Через совместную деятельность школьники постепенно погружаются в корпоративную культуру и ценности нашего филиала.
— Есть ли у молодых людей стереотипы о работе на химическом предприятии: шумно, громко, грязно?
— Эти стереотипы действительно были, но постепенно они себя изживают – в том числе благодаря активной профориентационной работе. На многих предприятиях процессы становятся технологичнее: цифровизация, автоматизация, искусственный интеллект. Параллельно с этим улучшаются и условия труда. Часто можно услышать от школьников и педагогов из экскурсионных групп: «Мы даже не ожидали, что на заводе бывает вот так».
На примере филиала «Азот» «АО «ОХК «Уралхим» мы убедились: осознанный выбор профессии возможен только через личный опыт и практику — именно тогда человек осознает свою истинную страсть к определённой сфере деятельности и обнаруживает новые горизонты для развития внутри себя.
Текст Полины Сычёвой
Интервьюер, редактор: Софья Авдонина
