Светлана Викторовна Щёлокова: «Важно научить детей ставить перед собой цели и идти к ним»
Светлана Викторовна Щёлокова является руководителем образовательных учреждений вот уже 20 лет, десять из которых – во главе МАОУ «СОШ № 44» г. Перми. За это время в жизни школы произошли большие перемены: добавился корпус, выросло количество обучающихся, школа изменилась как внешне, так и внутренне благодаря внедрённым проектам и инновациям. Сегодня один из основных курсов развития учреждения – это социальное проектирование. О том, как интегрировать его в школьную жизнь, замотивировать ребят и организовать процесс работы, рассказывает Светлана Викторовна.
– Давайте уточним предмет нашего разговора – социальное проектирование. Расскажите, что понимается под этим понятием?
– Да, действительно, когда я говорю коллегам о социальном проектировании, то возникает много вопросов, что это такое. Мы привыкли слышать про социальное предпринимательство, как про деятельность, связанную с доходом. Но здесь мы говорим о социальном проектировании. В нашем случае мы понимаем под ним построение модели социального предпринимательства в общеобразовательной школе с использованием процессной модели развития организации. То есть оно завязано не на деньгах, а на пользе для общества.

– Как вы разрабатывали эту концепция развития?
– Она родилась не здесь и не сейчас. Нам очень повезло, и мы вошли в национальный проект капитального ремонта (в частности– второй корпус нашего образовательного холдинга). В связи с этим я защищала концепцию развития школы после капитального ремонта в Министерстве образования Пермского края. Концепция должна быть особенной и уникальной, поэтому мы с администрацией школы выбрали именно направление социального предпринимательства. Так и родилась программа развития «Школа возможностей».

– В чём заключается суть программы?
– Основная идея – это создание детских объединений по разным направлениям. Каждый руководитель составляет программу и защищает свой проект. Так, ребята сами создают продукт, который потом реализуется на базе школы.
– Какие продукты могут создавать ученики, и как устроен весь процесс?
– Например, посмотрим на школу юного дизайнера. Перед вами лежит продукт, который сделали школьники – новогодние игрушки из бумаги и дерева. Дети сами придумали, разработали и воплотили в реальность эту идею. Результат их деятельности – это украшения для всех новогодних ёлок, которые стояли в школе. Сразу говорю: ёлки были очень красивые! Дети выбрали прекрасное сочетание цветов и материалов, и им самим было приятно видеть результат своей работы.

Ещё один проект – это броши с георгиевской ленточкой, разработанные детьми ко Дню Победы. Они сами придумали дизайн и воплотили его в разных форматах: с гвоздикой или голубем – символом мира. Эти значки мы будем раздавать в школе и прохожим на улице в рамках акции 9 Мая. Это тоже результат социального предпринимательства в школе.

–Какие ещё направления может выбрать для себя ребёнок?
– На сегодняшний день школа юных журналистов выпускает электронную газету, в которой освещается жизнь нашего образовательного учреждения. Ученики школы юных театралов готовят для младших классов и детского сада новогоднюю ёлку, выступают на ней в качестве артистов и получают огромный опыт организации мероприятий и праздников.
Есть также школа юных эрудитов, где дети вместе с педагогом разрабатывают задачи: выполняют поисковую работу, решают примеры, планируют организовать конкурс. Спортивное направление – школа юных судей, где мы готовим настоящих помощников, которые могут проводить весёлые старты, судить соревнования.
Таким образом, мы даём возможность детям реализоваться: разработать, организовать, провести, подвести итоги и награждение. Они участвуют в целой цепочке мероприятий – от начала и до конца.
– Какие образовательные задачи решает проект?
– Я, как руководитель, понимаю, что направление школы на сегодняшний день выбрано правильное. Именно «Школа возможностей». В эти детские объединения мы включаем всех детей: нет отбора, ребята могут посещать сразу несколько направлений. Так, мы решаем одну из главных задач – индивидуальный подход к обучающимся. Также мы планируем разработать документ, подтверждающий окончание той или иной школы.
Есть также и профориентационная составляющая: если ребёнку понравится, например, исследовательская работа в школьном музее, то он может выбрать для себя это направление в будущем. Полученный опыт будет для ребёнка неким подспорьем в выборе профессии.
Не менее важна работа с семьёй: мы приглашаем родителей на открытые мероприятия, чтобы они смогли увидеть ребёнка в работе, проводим встречи, чтобы укрепить отношения.
Конечно, это ещё и возможность учителю и ученику взаимодействовать в менее формальной обстановке.
– К чему вы стремитесь дальше?
– В этом году мы ставим задачу открыть детские объединения туризма и краеведения. Моя миссия, как руководителя, изыскать финансирование для закупки оборудования. Уже следующим летом мы планируем совершить первый поход учащихся, их родителей и педагогов. Для направления «краеведение» нужно найти интересный детям маршрут и продумать результат деятельности.
Также на следующий год мы планируем провести фестиваль школ, где соберутся все объединения. Это будет торжественное красивое мероприятие, где в формате выставок и ярмарок мы будем показывать созданные продукты.
– Как вы считаете, чем ребят привлекает подобная деятельность?
– Это психологический аспект. Когда получаешь удовольствие от результата, то хочется работать ещё и ещё. Это и есть главное качество у ребёнка – ставить перед собой цели и идти к ним. Когда он научится это делать, то он и профессию выберет: сможет построить свой маршрут, личный бизнес-план для достижения этой цели.
