Юлия Бабина

16 августа 2023 , 19:49

Юлия Бабина: «Соприкосновение с душой человека  - маленького или большого - всегда оставляет свой след в моём сердце, жизненные истории бывают разными, каждая из них ценна и важна для меня»

 

Истории-жемчужинки Юлии Бабиной

 

Психолог с многолетним стажем Юлия Бабина из Кунгура считает главным в своей профессии умение понимать и поддерживать.

 

Как объяснить родителям, что их сын или дочь уже повзрослели и с ними важно общаться на равных? Как поддержать ребёнка, переживающего  о том, что у него нет друзей, и помочь адаптироваться в новом коллективе? И что ответить подросткуна вопрос: «В чём смысл жизни?»

 

Таких вопросов в практике  Юлии Бабиной – школьного психолога Кунгурского лицея № 1 – возникает великое множество. Накакие-то из них можно ответить сразу. Для ответа на другие необходимы время, наблюдения, консультации. Главным остаётся лишь одно: искреннее стремление помочь маленькому человеку.

 

Выбрав почти 30 лет назад профессию школьного учителя, Юлия Николаевна по сей день остаётся рядом с детьми. Правда, немного скорректировала направление, пока шла к своей мечте.

 

– После  школы я поступила в Кунгурское педучилище и в 1994 году получила диплом учителя начальных классов, – рассказывает Юлия Николаевна. – Следом – заочно Пермский педагогический университет, факультет начального образования. Но мне хотелось стать психологом. Не могу сказать, откуда возникло это желание. Возможно, после того как прочитала лет в четырнадцать книгу «Нестандартный ребёнок» Владимира Леви. Она меня потрясла.  А может, характер такой:  нравилось всё новое и необычное, в то время такая специальность – психолог – только появлялась в образовании. Завершила учёбу на начфаке и поступила на факультет психологии.

 

Очень улыбчивая, открытая, позитивная, Юлия Бабина продолжает интересоваться всем новым, что появляется в педагогическом образовании. В профессиональном багаже Юлии опыт работы пионервожатой, учителем младших классов, заместителем директора по воспитательной работе, преподавателем краеведения. И она всегда в гуще школьной жизни, среди ребят. Их радости – это и её радости, их горести и переживания – тоже.

 

Получив диплом психолога, Юлия Николаевна вела курс управленческой психологии в Кунгурском лесотехническом техникуме, работала психологом в службе примирения Кунгурского центра диагностики и консультирования.

 

– Мне было интересно заниматься с подростками, – говорит она, – даже если это проблемные дети. Каждый из них – история, порой очень сложная, непонятная, очень индивидуальная. Но чем тяжелее мой путь к маленькому сердцу  и чем сложнее выход из клубка проблем, тем глубже эта история западает в душу.

 

Например, история с маленькой чеченской девочкой Хедой, приехавшей в Кунгур с родителями, хотя прошло уже больше десяти лет.

 

Третьеклассница Хеда, которой пришлось сменить привычный мир и уклад – любимый Грозный на русский Кунгур – в школе неожиданно замкнулась. Сильно стеснялась и отказывалась отвечать у доски. Одноклассники, как это часто бывает, стали дразнить робкую девочку. Хеда всё больше закрывалась и не хотела ни с кем общаться, даже с учителями.

 

– Ждать, пока проблема «сама рассосётся», означало приблизить катастрофу, –вспоминает Юлия Николаевна.– В этой ситуации нужно было выстроить длинную цепочку взаимодействий: одноклассников с девочкой, учителя с классом, родителей с педагогами и дочерью, – и оказать поддержку Хеде.

 

Путь был сложным. Было всё: непонимание, упрямство, слёзы и осторожные шаги навстречу друг другу. Поскольку в классе учились дети разных национальностей, то Юлия Николаевна придумала необычный способ сближения: приветствие на разных языках. И когда после долгих уговоров и ободрений стеснительная Хеда наконец произнесла чеченское «Здравствуйте», то ребята захлопали в ладоши.

 

Ещё было «Покрывало мира» из множества кусочков ткани, на котором дети сами рисовали символы мира. И укрывались им все вместе, как только в классе случался конфликт – драка или ссора. Такой простой способ сдружил детей.

 

Хеда уехала внезапно, покинув Кунгур вместе с родителями. Перед отъездом она пришла к Юлии Николаевне. Поблагодарила за помощь и поддержку. Призналась, что хоть и рада возвратиться на родину, всё же ей жаль расставаться. Она успела подружиться с ребятами. Спустя несколько лет девушка нашла своего педагога в соцсетях, завязалась переписка, в которой Хеда снова и снова благодарила. И призналась, что до сих пор хранит тетрадь, в которой она рисовала на занятиях с психологом.

 

Эта история («Кунгур – Грозный. История дружбы») была опубликована в «Психологической газете» и вызвала немало откликов. А Юлия Бабина считает её своим успехом.

 

– В работе психолога редко бывает обратная связь. Подростки, пройдя свой путь, часто пытаются вытеснить из памяти травмирующую ситуацию, которую проживали с психологом, – это закономерно. Но когда люди, с которыми ты был рядом в непростой ситуации, не избегают общения, – это настоящий успех и признание.

 

Успехом Юлия Николаевна по праву считает и победу в национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект в психологической практике». В течение пяти лет она была членом экспертного совета этого престижного конкурса.  Педагог –победитель и призёр краевых конкурсов профессионального мастерства, автор и организатор корпоративных конкурсов психологов, многократный участник ежегодного Санкт-Петербургского саммита психологов. Перечислять награды и достижения можно долго. У профессионала, как правило, их хватает.

 

– Главное,избежать профессионального выгорания, чтов нашей профессии нередко случается, – говорит Юлия Николаевна. – Психологический мир подростка хрупок. И первая задача психолога – «не догнать и причинить добро», а внимательно наблюдать и улавливать любые изменения в поведении, чтобы сделать правильные выводы и помочь. Это нелегко, требует полной отдачи, искренности и эмоциональной подзарядки.

 

Как призналась Юлия, ей в этом помогают поездки во Всероссийский детский центр «Орлёнок» на Чёрном море. Там она набирается сил, вдохновения и колоссального опыта, чтобы вновь и вновь стать для школьной ребятни той самой бухтой, где безопасно и спокойно.\

 

Может, это сердце такое – большое, трепетное, готовое сострадать, любить, помогать? И чеченской девочке Хеде. И мальчику из неблагополучной семьи, которому Юлия Николаевна приносила краски и картон. Он делал замечательные модели автомобилей из бумаги. Только вот родители его на это внимания не обращали. А педагог обратила. И направила мальчика в кружок «Юный техник», где он занимался любимым делом. А через несколько лет, взрослый, он пришёл и поблагодарил психолога за помощь.

 

У Юлии Николаевны – десятки подобных историй. Самые запоминающиеся, с «обратной связью», она считает своими «жемчужинками» и бережно хранит в воспоминаниях.

 

Наталья Шейфер