Виктор и Ирина Пьянковы

16 августа 2023 , 19:50

Два педагога – одна семейная история

 

Беседа с учителями, полюбившимися многим ученикам, проходила в стенах моей родной школы, где сейчас работают Виктор Юрьевич и Ирина Аркадьевна Пьянковы. Зайдя в кабинет в назначенный час, я поняла, что наш разговор пройдёт на хорошей ноте. Иного не могло быть, ведь эти учителя озаряют окружающих своей душевной теплотой… Первым, что я увидела, были спокойствие и самобытность, и вместе с этим горящие глаза. Они шли навстречу мне, а я желала рассказать о них.

 

Начало совместного пути. История Виктора Юрьевича и Ирины Аркадьевны как семьи и тандема учителей началась случайно, но вышла весьма удачной. Познакомились они на первом курсе Пермского педагогического института и поженились во время учёбы. К слову, историческое направление изначально никто из них не планировал выбирать.

 

«Я собирался пойти в спортивную журналистику… Да и любимыми предметами были математика, география, литература. Никогда не думал, что буду работать в школе…» делится воспоминаниями Виктор Юрьевич. А Ирина Аркадьевна ловко подхватывает и добавляет, что огромную роль в выборе пути сыграли прекрасные учителя истории, именно они влюбили юного Витю в свой предмет. Случилось так, что при поступлении в институт за 10 минут до закрытия приёма Виктор Юрьевич подал документы на историю и всё-таки поступил: «356 заявлений было подано, моё было 356-м!»

 

О себе Ирина Аркадьевна рассказала, что её профессиональный путь был предопределён: «Меня всегда окружали педагоги, моя мама – учитель истории, поэтому профессия была понятна, я знала, что буду работать в школе». Учительство было у Ирины в крови, и в школе это отмечали. Ей тогда очень нравились химия и биология: «На днях самоуправления я всегда вела эти предметы». Поворотным моментом при поступлении в институт стал неожиданный порыв отдать документы на историю. И два будущих историка оказались в нужное время в нужном месте – всё сложилось так, как должно было.

 

Первая педпрактика. Свой педагогический опыт Виктор Юрьевич начинал в 10-й школе в Перми. И стоит отметить, что цифра 10 символично вписалась в судьбу учителя, ведь продолжил он свой педагогический путь тоже в школе № 10, но уже в Чайковском. Вот чем делится педагог: «Практика далась мне легко: быстро нашёл общий контакт с учителями и учениками». Ирина Аркадьевна же проходила практику в нынешней Дягилевской гимназии. «Я была в то время глубоко беременна, и мне достаточно тяжело всё давалось». Однако первый блин не стал препятствием для дальнейшей работы учителем.

 

Переезд с семьей в г. Чайковский и работа в школе № 10. Виктор Юрьевич родился и вырос в Чайковском, учился в школе № 3 (ныне – Новый образовательный центр) и после института захотел вернуться в родные стены: «Меня там ждали, но директор видел меня завучем и организатором. А я же хотел сначала добиться результатов как учитель истории».

 

К счастью, сложилось так, что Виктору Юрьевичу предложили работу учителем истории в школе № 10, и он согласился. Так молодая семья переехала в Чайковский и решила остаться здесь. Путь в десятую школу у Ирины Аркадьевны вышелнемного запутанней: в силу декретных обстоятельств пришлось сменить несколько заведений, но она с улыбкой и душевной добротой вспоминает каждое место работы, ведь именно такой путь в конце концов привёл её в то место, которое Ирина Аркадьевна называет вторым домом.

 

Мастерство. Те, кто знаком с парой Виктора Юрьевича и Ирины Аркадьевны, знают, что их уроки проходят так, что ученики не замечают конца занятий «Как, уже звонок?». Превратить скучные уроки в запоминающиеся удаётся отчасти за счёт актёрского мастерства, без которого, по словам педагогов, учитель просто не может обходиться.

 

Профессионализм семейного тандема видно и по тому режиму, в котором педагоги «варятся»: Виктор Юрьевич живёт в режиме забега на два года, поскольку работает со старшеклассниками со времён открытия Нового образовательного центра при школе № 10, а Ирина Аркадьевна трудится в среднем звене. «Какое мастерство должно быть, чтобы за два года успеть передать ученику какие-то знания, а самое главное – понять его, мы за пять лет ещё можем навести мосты, установить контакты, вложить что-то в ученика, в его личность...А за два года как? Вот оно где мастерство-то!» – удивляется работе педагогов НОЦа Ирина Аркадьевна. Виктор Юрьевич тут же подхватывает мысль жены и отмечает заслуги уже среднего звена: «Вы делаете важную вещь: вкладываете семена, именно в это время возникает заинтересованность в предмете, которая помогает детям выбрать профильное направление».

 

Жизнь в школе помимо уроков. Внеурочное время в школе № 10 проходит насыщенно: Виктор Юрьевич рассказывает, что ведёт киноклуб, одно время выпускали проекты, например «Живой журнал», ставили литературные гостиные, действовал дискуссионный клуб. Сегодня в Новом образовательном центре активно реализуются дебаты, в которых могут участвовать старшеклассники со всего Чайковского городского округа, отмечают педагоги.

 

В среднем звене, по словам Ирины Аркадьевны, внеклассная деятельность не менее активна: «Много творчества, есть своя медийная газета. Я провожу по субботам дебаты, в которых участвуют ученики 8–9-х классов. А вообще мне очень интересны путешествия и сплавы, заразил меня этим Витя. Мы и со своими детьми ездим, и с классами, затем пишем проекты, даже выигрывали путёвку в Артек». Активные путешествия дают свои плоды – ученики становятся более заинтересованными в освоении нового.

 

Стимул быть учителем. Вокруг статуса учителя сегодня бытует множество различных мнений, но Виктор Юрьевич уверен в одном: «Постепенно в нашем обществе меняется отношение к учительству в лучшую сторону… Начинают принимать разные варианты для того, чтобы учитель имел возможность неплохо зарабатывать».

 

А если говорить про процесс работы, то в школе не бывает скучно. «В ней всегда движется время, подчёркивает Ирина Аркадьевна. – Здесь ты остаёшься в тонусе, ведь каждый новый день не похож на предыдущий». Именно это и цепляет педагогов в учительстве. Виктор Юрьевич добавляет, что мотивацией для обучения других является желание педагога наполнять ученические сосуды: «Видишь пытливых учеников, хочется, чтобы они чего-то добились, хочется им помочь – и получается. Работаю я не для руководителей, не для того, чтобы меня похвалили. Если у меня отведено время, я должен провести его с максимальной пользой для учеников. И если хотя бы один из них что-то уяснил, то это достижение, а если больше – то я практически выполнил свою педагогическую миссию».

«Я пример. И это очень ответственно! Мне ближе представление об учителе как о друге, который всегда рядом, всегда поможет, подбодрит или скажет правду», – так говорит о себе и в целом о педагогах Ирина Аркадьевна.

 

Близкие и доверительные взаимоотношения между учителем и учеником действительно могут сложиться – благодарные выпускники Виктора Юрьевича и Ирины Аркадьевны тому подтверждение. А это не может не радовать и, несомненно, притягивает.

 

Татьяна Оконешникова