Светлана Утева

16 августа 2023 , 19:47

Светлана Утева: «Главное  – донести до детей осознание того, как важно понимать язык, на котором мы все говорим и пишем, и какие возможности это открывает»

 

учитель русского языка и литературы Юсьвинской средней общеобразовательной школы имени народной артистки РФ Котельниковой А. Г.» (Коми-Пермяцкий округ)

 

Расскажите о себе. Почему Вы решили стать учителем?

– Я родилась в 1969 году в д. Титово Юсьвинского района Пермской области. Воспитывалась в крестьянской многодетной семье, в которой было шестеро детей. В 1986 году поступила в Пермский государственный педагогический институт, закончила его в 1991 году и затем по распределению поехала в с. Юсьва. Начало моего педагогического пути прошло в деревенских школах. Например, Трифановская школа была небольшая, в некоторых классах не было и десяти человек, зато это был практически индивидуальный подход к обучению; плюсом было и то, что знаешь всех родителей. Коллектив тоже был небольшой, приходилось вести несколько предметов, я вела русский язык и литературу, а также родной язык и литературу. В то время в школах ещё не было компьютеров, проекторов, поэтому на уроках много общались, дискутировали. Запомнилась и внеурочная деятельность того времени, например, на несколько дней в сентябре все: и учителя, и ребята – освобождались от уроков и отправлялись на копание картошки, которой потом кормилась вся школа на протяжении  целого учебного года.

 

Был ли у Вас перед глазами пример учителя, на которого хотелось бы  равняться и перенимать бесценный педагогический опыт?

– Об учительской профессии я начала задумываться рано, ещё во 2-3 классе. Нравилась наша первая учительница Ершова Анна Фёдоровна, которая, невзирая на морозы и ненастье, ходила на работу каждый день через лес 14 километров. При взгляде на её красиво выведенные на доске буквы и цифры возникало желание быть как она – учителем. Также примером истинного учителя была моя старшая сестра Анна Валентиновна Мальцева (по профессии учитель-математик).

 

Как Вы думаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель в современных реалиях? Или эти понятия – вне времени?

– Учитель – это такой человек, который живёт не только для себя, но и для других, у него всего должно быть вдвойне: и для себя, и для детей, так как настоящий учитель – тот, кто учится всю жизнь, учит других, отдаёт себя детям. Это то, что выделяло профессию учителя испокон веков. Сейчас быть учителем гораздо сложнее. Да, может быть, сейчас намного легче найти и проверить какую-то информацию, много разных источников. Но если раньше учитель был и воспринимался в большей степени как авторитетный источник знаний, то в современном мире учитель должен быть человеком, с которым легко, комфортно и надёжно. Думаю, что взаимопонимание, бережное отношение к чувствам и уважение к детям необходимы каждому современному учителю.

 

Труд учителя всегда был и остаётся нелёгким, ответственным, но вместе с тем и творческим, познавательным, интеллектуальным. По словам Канта, «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью».

 

Предметы «русский язык» и «литература»… Можно  ли  говорить о том, что они любимы и востребованы сегодня учениками?

– Если уроки проводить интересно, давать возможность ребятам  «иметь своё суждение», то предметы «русский язык» и «литература» будут любимы и востребованы учениками. Так как русский язык входит в число обязательных предметов при сдаче экзаменов, то это придаёт учениках дополнительную мотивацию. Главное – донести до детей осознание того, как важно понимать язык, на котором мы все говорим и пишем, и какие возможности это открывает. Сейчас у каждого ребёнка есть гаджеты, у многих преобладает клиповое мышление, далеко не все любят читать, предпочитают другие способы получения информации. Поэтому на уроках литературы важно использовать современные технологии, разные форматы, совмещать их с видео, экскурсиями и т. д. Такой урок, я уверена, будет более любим учениками.

 

Назовите три главных принципа Вашей жизни (или Ваш девиз)?

– Что делает учителя успешным? Любовь к детям, доброта, профессионализм, творчество и мастерство. Согласна со словами Л. Н. Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель!»

 

Чем дети могут поделиться с Вами?

– Дети могут рассказать обо всём, если к ним правильно подойти и не нарушить их личное пространство. Мой опыт классного руководства показал, что ребятам очень важно, чтобы их слышали и не обесценивали их проблемы. Маленькие дети (начальная школа, 5 класс) обычно очень охотно делятся с учителем, рассказывают, как прошёл их день, про свою семью, домашних животных, про свои чувства и планы. Старшие ребята уже более избирательны, обычно они спрашивают мнение по тому или иному вопросу.

 

Знаете ли Вы коми-пермяцкий язык? Общаетесь ли на нём?

– Я живу в Коми-Пермяцком автономном округе, знать свой родной язык я, наверное, обязана. Начиная с 1991 по 2008 я преподавала коми-пермяцкий  язык и литературу в Трифановской школе. С учениками на уроках читали произведения коми-пермяцких авторов:  Климова, Лихачёва и других – писали по их произведениям сочинения, некоторым ребятам после 6 падежей в русском языке тяжело давались 17 падежей в коми-пермяцком. Коми-пермяцкий язык по-прежнему очень часто встречается в повседневной речи, особенно в селах и деревнях. Поэтому знать его необходимо. Во многих семьях общение происходит как раз на коми-пермяцком языке. И я не только знаю, общаюсь, но и очень люблю свой язык за его мелодичность, красоту и самобытность.

 

Хватает ли Вам  времени на семью, саморазвитие и хобби?

– Учитель – это как раз такая профессия, которая охватывает всю жизнь, нельзя уйти с работы и «отключиться» от работы до следующего рабочего дня. Это не только проверка тетрадей и подготовка к урокам, общение с учениками и родителями, но и постоянное повышение квалификации, обучение чему-то новому. Поэтому очень часто не остаётся времени на семью и личную жизнь. Не хватает времени, чтобы почитать любимую книгу или посмотреть фильм. Не зря профессия учителя одна из самых сложных, но, несмотря ни на что, самая лучшая.

 

Самая лучшая награда для  Вас – это…?

– Главная и самая лучшая награда для учителя – это понимание и уважение со стороны ребёнка. Ещё очень приятно осознавать, что ученики, в обучении которых я принимала участие, чего-то достигают, не забывают свою школу, приходят навестить учителей. От этого всегда очень радостно и тепло.

 

Какие советы Вы можете дать молодым педагогам?

– Самое главное – видеть в ученике человека и понимать, что мы тоже многому можем у них научиться.

 

Не сдаваться, даже если сначала будет казаться, что ничего не получается, – всё приходит с опытом.

 

Попросить помощи у старших коллег – не стыдно, они могут поделиться не только методическими наработками, но и поддержат в трудную минуту.