Ольга Шапикова

16 августа 2023 , 19:51

Ольга Шапикова: «Найти свои таланты, увидеть своё предназначение и идти дорогой добра»

 

Отзывы о Гимназии № 1 в Соликамске пестрят словами «замечательная школа», «профессиональный коллектив», «входит в 13 лучших гимназий РФ», «добрые и классные учителя»… С одним таким добрым и классным учителем мы познакомились – это Ольга Валерьевна Шапикова, она преподаёт русский язык, литературу и основы религиозных культур и светской этики.

 

О профессии учителя Ольга Валерьевна мечтала с детства, все игры были связаны со школой: рассадка кукол перед уроками, заполнение журналов и проверка тетрадей. Возможно, детский интерес с возрастом и прошёл, если бы не судьбоносная встреча с учителем русского языка – Белобородовой Алевтиной Маркеловной. Она стала эталоном для юной Оли. «Благодаря этому учителю у меня сложился образ педагога в целом. Мне казалось, что все учителя такие, как Алевтина Маркеловна: высоконравственные и справедливые, трудолюбивые и ответственные. Она умела и любила учить». Общение не сводилось только к проведению уроков и проверке домашнего задания, Алевтина Маркеловна всегда находила время поговорить с ребятами о нравственности, честности, разделить их переживания, даже во внеурочное время. Встреча с таким учителем только укрепила детскую мечту Ольги, и позже она поступила и успешно окончила Соликамский государственный педагогический институт.

 

Став учителем, Ольга Валерьевна убедилась, что неравнодушие к детям, к их жизни и судьбе – главный ключ успеха для учебного процесса. Можно быть не согласной с чем-то, но никогда нельзя быть равнодушной. «Когда дети видят, что ты не просто компьютер с набором знаний, а в первую очередь их наставник и помощник, тогда они совсем иначе включаются в учёбу», – убеждена Ольга Валерьевна.

 

Конечно, для педагога это напряжение, сопереживание и включённость влекут за собой колоссальную физическую и эмоциональную усталость, особенно к окончанию учебного года. У Ольги Валерьевны лишь однажды опустились руки и появились мысли о смене профессии. Но чувство долга, любовь к детям и ответственность за них взяли верх. Стоило только представить себя без детей, и тоска как будто сжала сердце в тисках. Супруг поддержал: «Это твоё призвание! Не показывай слабину!» Новый учебный год Ольга Валерьевна встречала в школе, со своими любимыми учениками.

 

"Так школа стала по-настоящему вторым домом. Дочь и сын также учатся в гимназии, скоро очередь и за младшим сыном – он пока дошколёнок. Старшая дочь уже перебралась в Пермь и работает также с детьми, она врач-педиатр. Четверо родных и огромное количество школьных детей – и все они свои, как ни крути!"

 

Несколько лет назад к урокам русского языка добавились новые, но, как оказалось, очень близкие для Ольги Валерьевны и действительно важные уроки для детей – ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики). Новый предмет в учебном плане стал продолжением уже полюбившегося урока по основам духовно-нравственной культуры народов России, которые Ольга Валерьевна преподает в гимназии с 2011 года.

 

Этот предмет был выбран не случайно, он был по душе нашей героине. Очень отзывались в душе и у педагога, и у детей темы уроков – добра, чести, поиска себя. «Найти свои таланты, увидеть своё предназначение и идти дорогой добра», — вот что важно донести до детей, считает Ольга Валерьевна. Именно на уроках ОРКСЭ есть возможность уделить время для разговора о ценности жизни, о необходимости быть верным себе, быть нужным, о том, что добро – единственное верное направление жизни, а пути и дороги у всех могут быть разные.

 

Польза от этих уроков заметна сразу, один из её показателей, по мнению Ольги Валерьевна, это и посещаемость уроков, и царящая на них дисциплина. Дело в том, что оценки по этим предметам не ставят, а значит, ложной мотивации идти на урок ради пятерки у ребят нет. Есть только желание разобраться в себе, научиться слушать себя, уметь поговорить с собой  «по душам». Ученики всегда замечают, когда урок пропущен. «Стоит мне уйти на больничный, как сразу после выхода на работу я слышу вопрос от учеников: "А почему не было урока?" — это значит, что они его ждали и он им действительно нужен».

 

Православная культура, мировые религии, светская этика – все эти модули очень интересны ребятам, потому что в них много новых знаний. Неважно, о какой религии идёт речь в рамках урока, ведь обсуждение часто касается больше культурологических аспектов, но всегда видна детская заинтересованность и любопытство. Поэтому педагог чувствует свою ответственность за то, как информацию воспринимают и понимают дети. В любом случае каждая тема ещё раз подчёркивает необходимость быть верным, добрым и милосердным.

 

В планах у Ольги Валерьевны продолжать учиться, искать новые формы донесения информации до современных взыскательных учеников. Информационные технологии – сильный конкурент живому человеческому общению, а такие душевные темы, о которых идет речь на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР, невозможно в полной мере получить от компьютера. «У меня есть цель организовать процесс максимально живо, чтобы общение "человек – человек" оставалось по-настоящему реальным», – делится планами Ольга Валерьевна. Она выражает огромную благодарность коллективу гимназии и Ольге Александровне Зюльгановой. Благодаря этим людям   гимназия – это не просто работа, а коллектив единомышленников, семья, где всегда поддержат и помогут обрести крылья. Директор гимназии ­­– это тот человек, который всегда поддерживает и вдохновляет. Ольга Валерьевна благодарит Бога, что когда-то пришла работать именно в гимназию.

 

Ольга Пономарёва