Нина Чечукова

16 августа 2023 , 19:52

Нина Чечукова: «Мне кажется, если интересно самому учителю, то обязательно будет интересно, увлекательно, познавательно и ученикам, которые находятся рядом с ним»

 

Школа – это судьба

Педагогический стаж Нины Михайловны Чечуковой, учителя русского языка и литературы Верещагинской школы № 121, составляет 43 года! Из них 17 лет она была заместителем директора по воспитательной работе.

 

После окончания филологического факультета Пермского педагогического института Нина Михайловна Чечукова оказалась на перепутье: около двух лет отработала ответственным секретарём в верещагинской газете «Заря коммунизма». Тем более что опыт журналистской деятельности уже был – пока училась в пединституте, все пять лет тесно сотрудничала с многотиражкой «Учитель». Но тяга к образовательной сфере всё же взяла верх, и Нина Михайловна перешла в школу – учителем русского языка и литературы.

 

– Нина Михайловна, мечта стать учителем – она «родом из детства» или сформировалась ближе к окончанию школы?

– Скорее – «родом из детства», потому что, сколько себя помню, всегда хотела стать учителем. И моими первыми внимательными и послушными «учениками» были… куклы. Правда, мечтала стать учителем истории, а стала учителем русского языка и литературы. Почему так вышло? Всё дело в том, что после окончания школы я хотела учиться именно в педагогическом институте. Но в ту пору в пединституте не было исторического факультета, и я пошла на филфак. Впрочем, о своём выборе нисколько не пожалела. Тем более что дисциплины эти – родственные, и знание истории всегда помогало мне в дальнейшем.

 

– Был ли у Вас перед глазами пример учителя, на которого хотелось равняться и перенимать бесценный педагогический опыт?

– Мне в своё время, когда я училась в родной 121-й школе, очень повезло с замечательными учителями. Прежде всего, это преподаватель литературы Лидия Фёдоровна Ярославцева – мы были дружны с ней в течение всей жизни, до конца её дней. Самые тёплые воспоминания – о директоре школы Зое Петровне Прозоровой, с которой мы также близко общались. Бесценным был для меня и опыт завуча по методической работе Софьи Михайловны Богдановой.

Вообще, всех учителей, с которыми меня сводила жизнь, можно с полным основанием отнести к когорте самых лучших и, как бы это высокопарно не прозвучало, избранных. Это и мой классный руководитель Юрий Иванович Стариков – историк, кстати… И коллега Альбина Григорьевна Порохова… С ними меня также связывали узы нерушимой дружбы.

 

– Как Вы думаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель в современных реалиях? Или эти понятия – вне времени?

–  Прежде всего, и это в любых реалиях – и в современных, и в будущих – учитель должен любить ребёнка, понимать его. Если педагог не будет любить своих учеников, то жизнь в школьных стенах превратится для него в настоящую муку, а достаточно сбалансированный организм под названием «школа» рано или поздно отторгнет такого учителя. Так что самая главная заповедь для любого педагога: «Не любить нельзя!»

Из личностных качеств я бы, пожалуй, отметила работоспособность, терпение и желание учиться всегда. И они, безусловно, – вне времени.

 

– Предмет «русский язык и литература»… Можно ли говорить о том, что он любим и востребован сегодня учениками?

– Наверное, если говорить конкретно о литературе, то не всеми, потому что современное поколение детей читает довольно мало. Тем не менее, в любом выпуске есть ученики, которые любят литературу, охотно и много читают. Если же как отдельный предмет рассматривать «русский язык», то сегодня он обязателен для сдачи экзамена, и поэтому школьники изучают его с чуть большим рвением. А вот любим ли он или востребован – это, конечно, уже совсем другой вопрос.

 

– Как и чем, на Ваш взгляд, учитель может привлечь, подогреть интерес к своему предмету?

– В первую очередь необходимо быть с детьми на одной волне. Мне кажется, если интересно самому учителю, то обязательно будет интересно, увлекательно, познавательно и ученикам, которые находятся рядом с ним.

Само собой разумеется, педагог не должен ограничиваться рамками одной лишь учебной программы, а стараться на каждом уроке расширять кругозор своих учеников не всегда известными широкой аудитории знаниями и фактами. И тогда отклик от учащихся обязательно будет.

 

– Что для Вас, как для педагога, значит выражение «сеять разумное, доброе, вечное…»?

– Литература – это как раз один из тех предметов, который формирует общечеловеческие ценности. И в этом случае задача педагога – заронить в благодатную почву детских душ то самое «разумное, доброе, вечное…». И тогда, перефразируя строки из известного стихотворения Николая Заболоцкого, душа будет трудиться «и день и ночь, и день и ночь»…

 

– Давайте попробуем составить портрет современного ученика: какой он? И в чём его основное отличие от школьника, скажем, 30–40-летней давности?

– Современные дети – очень интересные, более продвинутые, чем поколение учителей моего возраста: я порой не поспеваю за ними в том плане, что они технически подкованнее. Но ребята всегда с готовностью откликаются и помогают мне, так что, можно сказать, мы учимся друг у друга. И им, между прочим, очень нравится, когда просишь: «Научите меня, пожалуйста, как сделать то или иное…» А что касается отличий между учениками разных лет… Не знаю… Мне кажется, и тогда были интересные дети, и сейчас. Каждое поколение школьников интересно по-своему.

 

– Нина Михайловна, знаю, что в Вашем творческом багаже – два стихотворных сборника: «Я всё о том же» и «Время года – состояние души…». Продолжите, пожалуйста, фразу: «Поэзия для меня – это…»

– Способ самовыражения, отдушина в череде напряжённых будней. При этом не считаю своё стихотворное творчество чем-то главным в жизни, всё получается подспудно: завертится в голове какая-нибудь строчка, одна за другой, так и рождается стих.

В планах – книга по истории 121-й школы. Собирается богатейший материал, формируется фотоархив. Изначально планировали издать книгу к 121-й годовщине 121-й школы, но, в силу объективных причин, были вынуждены пропустить эту дату. Так что пока взяла отсрочку…

 

– Успехов Вам, Нина Михайловна, в повседневной профессиональной деятельности и скорейшего выхода в свет книги по истории 121-й школы!

 

Вадим Аксарин