Наталья Немкина

16 августа 2023 , 19:50

Наталья Немкина: «Вдохновлять детей, вести их вперед, пробудить радость от полученных знаний – мое учительское предназначение»

 

Оказывается, известная примета: «Как новый год встретишь, так его и проведёшь» – это не только пролюбимый праздник. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Лысьва Наталья Леонидовна Немкина уверена, что именно «добрый старт» в еёпервый рабочий деньстал решающим и сопровождает её на профессиональном пути вот уже тридцать шесть лет.

 

– Наталья Леонидовна, расскажите,когда и где Вы родились, в какой учились школе?

– Я родилась в 1966 году в городе Лысьва Пермской области. Училась в школе № 2, где впоследствиии состоялась как педагог.

 

– Когда Вы поняли, что хотите быть учителем?

– Уже в первом классе! Главную роль в этом сыграла моя первая учительница – Кашина Нина Фёдоровна, которой было тогда всего 27 лет. Всегда добра, весела и интеллигента – мы были влюблены в неё всем классом, идаже когда она шла по школьному коридору, всегда с нетерпением ждали стука её каблучков. Как она говорила, как была одета – всё стало для меня примером женской красоты и обаяния. Вот тогда-то в моём детском сознании и родилась мечта: «Хочу точно также, чтобы ребята с нетерпением ждали меня в классе, внимательно слушали и видели во мне доброго наставника». Получив аттестат после десятого класса, поступила в Пермский педагогический институт на факультет начальных классов.

 

– Вы сказали, что Ваша карьера началасьв родной школе?

Да. Ещё студенткой язнала, что вернусь в родной город и в свою школу: здесь были мои любимые учителя и наставники. Ещё до распределения обратилась в отдел образования, оставила данные – и спустя некоторое время меня пригласили: школе были нужны молодые кадры. Так, после института я устроилась учителем начальных классов в свою родную школу, где и работаю все эти годы.

 

– Помните свой первый рабочий день?

Очень хорошо помню. Это был 1987 год. На параллели первых классов со мной работали учителя – стажисты. Для меня всё было так волнительно, так ответственно! Помню свои первые переживания: только бы родители и детине пожалели, что пришли учиться в мой класс! Задолго до первого сентября я пришла в свой школьный кабинет и долго думала, как сделать так, чтобы было комфортно и уютно всем: и детям, и родителям. Накануне 1 сентября, вместе с мужем рисовали плакаты, вырезали и раскрашивали до утра бумажных голубей, любимых сказочных героев. В то время оформление в магазине было не купить. Всё это я принесла в кабинет и прикрепила на деревянную доску на кнопочки – самый нарядный кабинет получился! Когда родители привели на первый урок детей и увидели, что у нас в кабинете так красиво и уютно – такие у них были счастливые улыбки. Вот это меня и согрело – это был «добрый старт». Кстати, родители моего первого выпуска любили и уважали меня, хотя сама еще только многому училась, как учитель. По окончанию начальной школы они написали в местную газету слова благодарности в мой адрес. Так в городе узнали имя молодого учителя.

 

– А сколько сегодня учеников в Вашем классе? Каким по счёту будет этот выпуск?

– Тридцать четыре человека. По счётуэто будет одиннадцатый выпуск. В класс приходят уже учиться дети моих учеников!

 

– Расскажите о них, пожалуйста.

– Главное отличие современных детей в том, что у них стираются разграничения «взрослый – ребёнок», поэтому они более свободны, коммуникабельны и могут говорить с тобой на самые разные темы. На мой взгляд, в некоторых вещах они даже взрослее, чем мы. Теперь по многим вопросам мне приходиться брать у них уроки, потому что в некоторых вопросах более продвинутые. Но дети есть дети. Они также любят играть и шалить, шутить и смеяться.

 

– А что Вы можете сказать про отношения с современными родителями?

– Понятно, что на старте карьеры родители моих учеников были старше меня по возрасту. На собраниях и встречах внимательно к ним прислушивалась, шел взаимообмен опытом. Сегодня для молодых родителей я мудрый педагог и наставник, такое ощущение, что они сами стали мне как дети, и я помогаю им быть хорошими родителями.

 

– Как родителям подготовить своего ребёнка к школе?

– Всегда говорю о том, что родителям в первую очередь нужно научить ребёнка не писать и читать – этому его научит учитель. Самое главное – подготовить ребёнка к обучению. Важно обратить внимание на его здоровье. Потому что, когда ребёнок приходит в первый класс и у него есть какие-то проблемы, в новых условиях они могут усугубиться. Второе, нужно научить ребёнка самостоятельности: собирать портфель, переодеваться, завязывать себе шнурочки и прочее. А ещё учить коммуникации, чтобы дети учились дружить, ходили друг к другу в гости, вместе бегали на улице, учились уступать, играть и проигрывать.

 

– То есть нужно научить ребёнка радости ходить в школу, а неделать установку учиться только на одни пятёрки?

– Да. Представьте ситуацию: учитель поставил плохую оценку, пожурил, дома ещё родители сделали строгое внушение – ни к чему хорошему это не приведёт. Я всегда говорю, ребёнок, как кузнечик: одни прыгают сразу и далеко, другие долго сидят, а потом делают такой прыжок, что уже не догнать. Это может быть и во втором, и в третьем классе. А есть и такие случаи, когда ребёнок начинал расцветать только в среднем звене, у каждого своё развитие и свой темп.

 

– Расскажите о своей главной профессиональной заслуге.

– Я почётный работник образования РФ – это моя главная награда.

 

– Как Вас изменила работа в школе?

– Во-первых, вошло в привычку всегда и везде выглядеть безупречно. Это важно в моей работе, ведь дети любят глазами. Помню, как любовалась нашей первой учительницей, и это во мне осталось. Во-вторых, у меня сохраняется такое чувство, что я сама в какой-то степени ребёнок. Хоть дети и берут много энергии от нас, но они её и возвращают – вот это ощущение молодости всю жизнь. А внимание и благодарность родителей дают уверенность,что я любима и значима для окружающих. Но работа учителя занимает много личного времени и на общение с семьёй остается его меньше. Мой супруг привык к этому и взял многие обязанности по дому на себя.

 

– А в какой профессии Вы смогли бы состояться, если не в учительской?

– В любой профессии что-то учительское во мне всё равно сыграло бы свою роль: будь то профессия продавца в магазине или администратора в отеле. Во мне есть творческое начало, и общение с людьми – для меня необходимость.

 

– Какое Ваше любимое увлечение?

– У меня есть прекрасный сад, где я люблю создавать красоту и поддерживать уют. Также стараюсь почаще общаться с близкими и друзьями, люблю приглашать их в гости, по мере возможностей - путешествовать. Счастлива, что имею внуков, который радуют меня каждый день.

 

– Ваш девиз по жизни.

– «Всё будет хорошо!», он мне всегда помогает.

 

– Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам и ученикам?

– В Год педагога и наставника хочется пожелать всем, кто работает в школе, чувствовать себя особенно востребованными, ведь профессия педагога – одна из самых замечательных в обществе. Всем, кто осознанно решил связать свою судьбу с педагогикой – состояться в профессии и никогда не пожалеть о своём выборе. А детям – хорошо учиться, ведь это здорово и интересно. Надо любить учиться!

 

Анджела Гафурова