Людмила Худякова
Людмила Худякова: «Полюбите эту прекрасную профессию и детей: они источник жизненных сил и вечной молодости! Это я по себе знаю: кто скажет, что мне восьмой десяток?!»
Людмила Владимировна Худякова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 2 г. Березники, высшая категория. Отличник народного просвещения, педагогический стаж 48 лет. Окончила в 1975 году филологический факультет Пермского государственного университета.
Расскажите о себе. Как Вы пришли в профессию «учитель»?
– С детства играла «в школу» не с куклами, а с воображаемыми учениками, покупала пособия для учителей, сборники диктантов, вела «журнал», занималась с отстающими в учёбе одноклассниками. На педпрактике заменяла заболевшую учительницу. Как все подростки, хотела быть и артисткой, и библиотекарем, и журналистом, и врачом, даже следователем. Учитель во мне победил, тем более что каждый мой урок – это спектакль, врачую детские души, а сколько расследований провела («посмотри мне в глаза»)! С выбором профессии я не ошиблась!
Был ли у Вас перед глазами пример учителя, на которого хотелось равняться и перенимать бесценный педагогический опыт?
– В школе, в университете у меня были прекрасные учителя (сегодня я говорю о них как коллега), яркие, подчас одиозные личности. Если называть фамилии, то окажется, что это люди, чьи имена вошли в историю университета и народного образования города. Мне повезло. И школа № 2 имени М. Горького, где я работаю, стала для меня действительно школой мастерства.
Как Вы думаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать учитель в современных реалиях? Или эти понятия – вне времени?
– Даже в эпоху больших перемен школа, на мой взгляд, должна быть в чём-то традиционна, в меру консервативна. Но, как любой живой организм, готова к переменам, к вызовам времени, и учитель – в первую очередь.
Предметы «русский язык» и «литература»… Можно ли говорить о том, что они любимы и востребованы сегодня учениками?
– В современных реалиях учебные предметы «история», «русский язык», «литература» должны быть самыми главными, так как они идеологически значимы. Патриот начинается с любви к родной речи, со знания истории Отечества и осознания себя русским человеком. А будут ли любимы и востребованы мои предметы учениками, зависит от меня, то есть учителя.
Назовите три главных принципа Вашей жизни (или Ваш девиз)?
– Жизнь – это движение, а движение – это жизнь.
Учитель – это тот, кто всю жизнь учится.
Не лги, не бойся, не проси.
Чем дети могут поделиться с Вами?
– Я учу ребят, а они учат меня, например, каким-то операциям при работе с компьютером, открывают новые возможности моего телефона. Я не стесняюсь просить у ребят помощи. А ещё я изучаю их лексикон, читаю (не всегда с удовольствием) книги, что читают они. Но! Всё по-честному: они учат язык, который для некоторых не то что не родной, а даже не «двоюродный», и читают то, что я советую.
Расскажите какой-то запоминающийся случай из вашей педагогической практики.
– Ну-у... Это я могу целую книгу написать, причём юмористическую, как «Манюня» Наринэ Абгарян. Из последнего. В конце учебного года прошу написать мне записку, а в ней о чём-то спросить, попросить, сказать то, о чём не могли сказать вслух.
Автор мальчик, шестиклассник (я работаю в парнишечьем, спортивном классе): «Сначала я увидел вас грубой, даже жестокой. А ещё мне показалось, что вы хвастаетесь, что вы лучший учитель, всё знаете и умеете. Это раздражало. Но сегодня я должен сказать, что вы действительно лучшая! Я стал понимать родной язык. Благодарю! Оказывается, дело не в вас, а в нас! С уважением!» Орфография, пунктуация исправлена, стиль сохранён. На записке указание: «Прочитать до конца!!!»
Хватает ли Вам времени на семью, саморазвитие и хобби?
– Я умею планировать своё время, мой друг – ежедневник, я веду активный образ жизни: спорт, путешествия, друзья. «Старость меня дома не застанет».
Самая лучшая награда для Вас – это…?
– Самая лучшая награда для меня – это доверие моих учеников, многолетняя дружба с выпускниками, их любовь к чтению, книге, выбор профессии учителя.
Какие советы можете дать молодым педагогам?
– Утверждаясь в профессии, оставайтесь учениками: опыт старших коллег бесценен. Будьте готовы к переменам, постоянно учитесь, дерзайте, преодолевайте трудности. Не предавайте детей, не бросайте их, влюбив в себя (они любят молодых, красивых, современных). Полюбите эту прекрасную профессию и детей: они источник жизненных сил и вечной молодости! Это я по себе знаю: кто скажет, что мне восьмой десяток?!
Василиса Чикунова