Эльзира Тарасова

16 августа 2023 , 19:52

Эльзира Тарасова: «Важно, чтобы учитель умел убеждать детей, правильно с ними коммуницировал и никогда не терял человечности!»

 

Тарасова Эльзира Маратовна,

учитель истории и обществознания,

Фроловская средняя школа «Навигатор»

 

УЧЕНИКИ – МОИ ДЕТИ. Я МНОГОДЕТНАЯ МАМА!

На хрупких плечах Эльзиры Маратовны Тарасовой лежит большая ответственность: она учитель истории и обществознания. Сейчас, как никогда, важно объяснять детям детали исторического развития Родины, учить отстаивать свои права и стараться привить трепетное и бережное отношение к месту, в котором ты родился и вырос.

 

С раннего детства у Эльзиры Маратовны имелись педагогические наклонности. Она любила учить кукол: ухаживала за ними, рассаживала за игрушечные парты и старательно объясняла темы уроков. В роли учеников выступали и домашние животные.

 

«Думаю, меня вдохновил мой первый учитель – Лилия Маликовна. Она была для меня примером для подражания. Поэтому после школы я долго не раздумывала и поступила в педагогический колледж. А уже после него заочно училась в Пермском государственном педагогическом университете», – вспоминает учитель.

 

По словам Эльзиры Маратовны, колледж дал ей большую практическую базу. Впервые в качестве учителя-практиканта она пробовала свои силы в МАОУ «СОШ № 10» в Перми. Помимо практики в школе, будущий педагог проходила практику в детском лагере с историческим названием «Гагаринец» в посёлке Ильинский. Именно во время учёбы в колледже Эльзира Маратовна поняла, каким образом учитель должен взаимодействовать с детьми и коллегами: «Первой школой, в которой я работала, была школа № 52 в Верхней Курье. Я очень благодарна директору, который поверил в меня».

 

Трудности поначалу состояли в основном в общении с детьми старшего возраста, ведь Эльзира Маратовна в то время сама была совсем юной. Бывало, что на нее поглядывали как на сверстницу, случайно оказавшуюся в этой обстановке. Но постепенно педагог научилась находить общий язык со всеми детьми, и как правило, с помощью творчества. Поэтому до сих пор Эльзира Маратовна активно использует в своей практике нестандартные уроки: суды, дебаты, всевозможные игры и другие интерактивы.

 

Среди особых приёмов, применяемых в обучении, есть в арсенале Эльзиры Маратовны и способ «ключиков», то есть специальных важных слов, по которым ребята проще смогут вспомнить материал по той или иной теме: «Обществознание выбирают многие ученики. Там всегда большой пласт информации по всем направлениям: право, экономика, познание. Бывает так, что сложно вспомнить какой-то момент из программы. А с помощью таких ключевых слов ребята быстро ориентируются», – рассказывает педагог.

 

А вот с методами воспитания своих юных подопечных у Эльзиры Маратовны всё ещё интереснее. В прошлом году ей поручили специализированный класс – класс юнармейцев. Учитель восприняла это как очень ответственную работу, поскольку работать предстояло по большой государственной программе, предполагающей воспитание патриотизма и развитие чёткой гражданской позиции.

 

Но разве можно научить любить Родину? Научить – пожалуй, нет, а вот показать, насколько прекрасна, неповторима и загадочна наша страна – можно. «Я воспитываю детей через активные занятия. Мы вместе ходим на сплавы, экскурсии, участвуем в военно-спортивных мероприятиях. Сейчас трое моих учеников находятся на учебно-тренировочных сборах «Гвардеец» в Пензе. Я очень горжусь своими учениками», – делится педагог.

 

В каждого из ребят Эльзира  Маратовна старается вкладывать частичку себя, своего труда и внимания. Бывают ситуации, когда для ребёнка единственный взрослый, которому можно довериться, – это учитель. Поэтому всех своих учеников она называет своими детьми:

 

«Да, я многодетная мама! Разные ситуации бывают в семьях и в классе. Кому-то не хватает тёплого общения и поддержки. Я считаю, что активная внеурочная работа – это важная часть работы всех классных руководителей. Стараюсь как можно чаще вывозить ребят в другие города: Санкт-Петербург, Москву  – или организовываю выезды в города Пермского края. Это сплачивает!»

 

Секретом успешного учителя Эльзира Маратовна считает готовность идти в ногу со временем и умение адаптироваться к новым образовательным условиям: «Когда я начинала работать, у учителя в руках были только мел и тряпка. А сейчас… столько всего интересного! Но важно, чтобы учитель умел убеждать детей, правильно с ними коммуницировал и никогда не терял человечности!»

 

Как и для многих настоящих учителей, для Эльзиры Маратовны школа – это целая жизнь. Там – её любимые дети, коллеги, эмоции и впечатления. В процессе преподавания она не раз замечала, что теперь ребят гораздо труднее заинтересовать чем-то или попытаться объяснить то, что им может показаться неинтересным. Именно поэтому педагог старается разнообразить не только учебную жизнь ребят, но и активизировать их деятельность вне стен школы с помощью поездок, мероприятий и встреч.

 

Именно благодаря таким педагогам история в школах преподаётся не как назидание на тему «как надо любить Родину», а  как живой пример – «я люблю свою страну, потому что это моя Родина».

 

Анастасия Леонтьева