Елена Мухаметсафина

16 августа 2023 , 19:48

 

«Могу с уверенностью сказать: дети за это время совершенно не изменились… Они сохраняют навык быстро обучаться новому – это их главное преимущество перед взрослыми»

 

Елена Владимировна Мухаметсафина,

учитель начальных классов,

начальная образовательная школа № 1 г. Губаха

Педагог высшей категории, «Почётный работник сферы образования Российской Федерации»

 

Елена Мухаметсафина родилась в Губахе, в шахтёрской семье. Хотела стать учителем с детства: игра в школу была самой любимой. Став постарше, она водилась с малышами, старалась научить их счёту, грамоте, хорошим манерам.  Одноклассники Елену прозвали «Мальвиной» – и не только за длинные вьющиеся волосы и выразительные голубые глаза. Окончив школу, Лена решила поступать в Соликамское педагогическое училище (ныне – Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского). Родители не спорили: решила, значит, не переубедишь. А для Елены всё было логично: всего два года – и ты в профессии мечты! Девушка позвонила в училище, уточнила все нюансы поступления и самостоятельно отправилась в город за 120 километров от родного дома. Обладательницу хорошего аттестата ожидало лишь собеседование с комиссией. С ним она легко справилась – поступила на специальность «начальные классы и воспитатель детских домов».

 

Училище девушка окончила в 1989 году. Елену одолевало желание скорее вернуться в родную школу № 1, но её распределили в «четвёрку». Наставником молодому учителю назначили Иду Васильевну Бурцеву – педагога с большим стажем. Елена Владимировна помнит, как 18-летней переступила порог своего первого класса и сразу влюбилась в ребят. Порадовал в новой школе и доброжелательный слаженный коллектив. Здесь Елена Владимировна проработала больше десяти лет. За это время успела получить в Соликамске высшее образование по специальности «педагог-психолог». А в 2003 вернулась в свою родную «первую». Там её давно ждали! Через шесть лет школа получила статус начальной. В прошлом году из стен НОШ № 1 выпустились шесть 4-х классов, а в данный момент обучаются более 600 детей.

 

В 2021 году Елена Владимировна стала руководителем инновационной образовательной программы (ИОП) «Развитие модели естественно-научного образования младших школьников (Малая академия естественных наук – МАЕН) посредством общего и дополнительного образования». В программу вовлечены 15 педагогов. В ходе программы ребятам предлагают окунуться в мир исследований, экспериментов и опытов. Школа сотрудничает и с социальными партнёрами: ученики выезжают на экскурсии на местные предприятия и учреждения. Под руководством Елены Владимировны школьников готовят к муниципальным и региональным конкурсам исследовательских работ. Педагог с командой МАЕНовцев делятся наработанным опытом на семинарах и вебинарах. В реализации ИОП участвуют более 400 учащихся школы, а в организуемые конкурсы вовлекаются представители других школ.

 

На инновационную деятельность нашу героиню вдохновляют сыновья. Именно младший – Руслан – поддержал мамину идею развивать в «началке» робототехнику и школу кубика Рубика, помог сделать первые методологические шаги.

 

Елена Мухаметсафина знает, как завоевать доверие детей: сначала нужно наладить мосты с родителями. Это делается на первом собрании: взрослые заполняют полушуточную анкету, где ставят галочку напротив строчки: «Готов(а) доверить своего ребёнка учителю» и сохраняют её у себя. Это вызывает улыбку у мам и пап – так снимается психологический барьер. В итоге взрослый отпускает ребёнка в первый класс со спокойным сердцем. Первоклашка чувствует, что мама с папой доверяют учителю, потихоньку начинает воспринимать педагога как второго родителя, и учёба начинает спориться. Благодаря триединству «ребёнок – родитель – учитель» формируется комфортная образовательная среда, где каждый слышит и чувствует потребности друг друга.

 

Мой образовательный стаж превышает 30 лет! – подчёркивает Елена Владимировна. – Можно сказать, я пропустила через себя целое поколение губахинцев. Могу с уверенностью сказать: дети за это время совершенно не изменились. Они всё такие же шаловливые, любознательные, активные, весёлые. Главное, они сохраняют навык быстро обучаться новому – это их главное преимущество перед взрослыми. Вот бы мне так же смело нажимать на кнопки в приложениях! Но всё же я настаиваю на том, чтобы дети меньше времени проводили в гаджетах, больше внимания уделяли чтению.

 

Елена Мухаметсафина с радостью встречает начинающих педагогов – это воздух для школы, её будущее – и признаётся: дети больше тянутся к молодым учителям, поэтому важно создавать комфортные условия работы для молодёжи. А ещё Елена Владимировна с готовностью делится тремя главными правилами для новичков. Во-первых, в школу важно идти только с хорошим настроением. Конечно, всякое может случиться, но нужно держать себя в руках. Дети «сканируют» учителя при входе в кабинет: если ты не в духе, то и классная работа пойдёт насмарку. Во-вторых, надо уметь найти баланс между добротой и строгостью. В школе важно сохранять атмосферу порядка и дисциплины, поэтому замечаний просто не избежать. В-третьих, важно быть примером для учеников: слова не должны расходиться с делом. Ребята всегда ждут от учителя справедливости.

 

Особенность учителя начальных классов в том, что его воспринимают как вторую маму, а школа становится для детей настоящим вторым домом. Елена Владимировна считает эту трансформацию вполне реальным чудом – ведь всё в руках педагога!

 

Ирина Кучумова