Анастасия Брюханова

16 августа 2023 , 19:50

Анастасия Брюханова: «Главное, что отличает наших детей – это то, что они открыты миру»

 

Есть школы для детей с диагнозами. Работают в них люди с диагнозом «Учитель».

 

Особенный ребёнок

– Я всегда мечтала быть учителем. Как только пошла в школу, – рассказывает улыбчивая молодая директор Ашапской школы-интерната Анастасия Викторовна Брюханова. – Смотрела на учителя и сгорала от желания самой сесть за учительский стол. Но не сразу всё получилось.

 

Как назло, в год, когда Анастасия после 9-го класса сдала документы в Кунгурское педучилище, образовательное учреждение вело очень ограниченный набор абитуриентов. Пришлось девушке поступать в Пермский финансовый колледж. Не найдя подходящей работы после получения диплома, Анастасия с облегчением вернулась в родной Ашап.

 

Тогда в селе был детский дом, девушку приняли воспитателем на время отпусков основных сотрудников. Через пару лет ей предложили вакансию воспитателя в коррекционной школе.

 

– Вот, я сюда пришла – здесь и осталась, – смеётся Анастасия Викторовна. – Начала работать воспитателем, потом учителем. Окончила Пермский педуниверситет по специальности «Учитель-логопед». Работаю с классом «Особый ребёнок».

 

В Ашапской школе-интернате учатся чуть больше сотни ребят со всего Ординского округа. Дети непростые, дети с нарушениями  развитии.

 

Анастасия Викторовна руководит школой-интернатом и коллективом из 30 педагогов с 2019 года. Параллельно преподаёт русский язык, чтение, математику и логопедию в классе для особенных детей.

 

Учитывая, насколько эмоционально тяжёл труд учителя, можно лишь отдалённо представить, как это сложно – учить особенных детей.

 

– Мне попросту не с чем сравнить, – размышляет Анастасия Брюханова. – Я всегда с этими детьми. Уже 27-й год. Сейчас уже кажется, что несложно. Хотя, конечно, это тяжёлые дети. Где-то непредсказуемые. К каждому ребёнку нужно и возможно найти свой путь. Прежде всего, надо его полюбить таким, какой он есть. Принять его, понять, что у него внутри происходит. Тогда уже несложно.

 

С ними ещё и невероятно интересно, – продолжает Анастасия Викторовна. – Приходится без конца искать что-то новое. Их нельзя под одну гребёнку. Потому что нет двух одинаковых детей, разные они все. И если с одним что-то удалось, со вторым не пройдёт. Вот и ищешь новые подходы, методы.

 

Чистый лист

В школе-интернате созданы все условия для обучения и проживания детей с особенностями.  В силу своих психо-физических особенностей не все дети приходят в школу социализированными. Оттого многие первоклассники не умеют поменять и заправить постель, сделать уборку в комнате, да что там – некоторые при виде душевой кабинки приходят в ступор. Всем бытовым навыкам малышей терпеливо обучают воспитатели интерната.

 

Кроме того, в курсе школьной программы есть предмет «Социально-бытовая ориентировка». Здесь ребятам преподают основы домоводства, обучая готовке, стирке и прочим навыкам, вплоть до ухода за младенцем.

 

Учебные классы в коррекционной школе небольшие. По нормативам – не больше 12 человек. Срок обучения в интернате – 9-13 лет.

 

– Но и за эти 13 лет кто-то, возможно, так и не научится читать, – говорит педагог. – Детей со сложными диагнозами обучаем на дому. Таким детям обучение дается нелегко, каждый день как чистый лист. Но несмотря ни на что, мы не можем лишать детей права на образование. Зато сколько радости, когда на уроке ты видишь, что ребёнок что-то знает, и ты к этому причастен!

 

Выпускники интерната сдают один выпускной экзамен – профильный труд : столярное дело, сельскохозяйственный труд или швейное дело.

 

Все обучающиеся в Ашапской школе-интернате охвачены дополнительным образованием. Дети в школе учатся вязать, занимаются спортом, делают занимательные поделки из бросового материала, играют в шашки и шахматы, участвуют в художественной самодеятельности и многим другим полезностям.  В школе работают очень увлеченные педагоги, которые с радостью передают свои знания и увлечения детям, стараясь как можно больше привить им полезных навыков. То,что больше всего пригодится детям в повседневной жизни. Поговорка «кадры решают все» работает на все 100%. Конечно, многое зависит от педагогов. Кто чем увлекается, у кого к чему лежит душа, туда и детей поведем. 

 

– Наша находка – учитель физкультуры Марина Николаевна Печеницына. Вот она умеет заразить ребят своей страстью к спорту. Не поверите, пока все остальные ждут-пождут настоящего снега, она чуть не с первой снежинки ставит ребят на лыжи, – смеётся Анастасия Брюханова. – И наши спортсмены берут все призы на соревнованиях. Помню, у сына спрашиваю:

 

– Поедешь на лыжные гонки?

– А ваши бегут?

– Бегут.

– Тогда нечего там делать – всё равно все призы ваши.

 

В  нашей школе дети раскрываются, этому способствуют адаптированные программы обучения, индивидуальные подход к каждому ребенку (так как наполняемость классов небольшая), и окружение. Дети в школе находятся среди своих, у всех равные возможности развивать свои способности. Ведь в общеобразовательных школах дети не могут усвоить учебную программу, поэтому находятся в ситуации «неуспеха».

 

– Когда к нам в школу приезжают учителя из школ округа и видят детей, которые когда-то были их подопечными – безмерно удивляются. В бывшей школе ребёнок не вылезал из двоек, не умел читать и в конце концов попал к нам. А здесь он декламирует стихи, показывает успехи в учебе, развивается.

 

Обратной дороги нет

 К сожалению, приходят иногда к нам дети  просто запущенные, без каких-либо нарушений. Такие приходят к нам на адаптированную программу – и скоро мы понимаем, что их мозг способен к обучению. И он мог бы быть не нашим учеником, вздыхает Анастасия Викторовна.

 

И чудесных случаев возвращения запущенных учеников в обычные школы педагог за свою практику не припомнит…

 

А вот в интернат бывшие выпускники ещё как возвращаются. Пытаясь освоиться в обществе, они понимают, что это уже не та любящая, родная школьная семья. Повзрослевшие особые дети находят друг друга, создают семьи. И… приводят в интернат уже своих детей.

 

– Выпускники приезжают, регулярно звонят, пишут в соцсетях, рассказывает Анастасия Брюханова. – Мы рады им. Дружим с ними, любим их. Думаю, они это чувствуют.

 

Профессия избранных

Педагогический коллектив школы-интерната слаженный и стабильный. Большинство учителей и воспитателей – стажисты. Что закономерно: специфика школы не приемлет случайных людей.

 

– Мы больше, чем команда, – говорит директор школы. – Мы – семья, которая не сложилась бы, не люби мы наших детей. Вроде, к концу учебного года смотришь: сказывается на коллегах накопленная усталость. Уходим в длинный учительский отпуск и не можем высидеть до конца. Один придёт: «Я устал дома сидеть», другой: «Ой, скорей бы на работу…»

Всегда волнительно набирать первый класс. И жаль выпускать последний, – признаётся Анастасия Викторовна. – Привыкаешь, прикипаешь к каждому. Знаешь «все его трещинки».

 

У Анастасии Викторовны за почти три десятка лет накопилась масса курьёзных историй. Какие-то стали легендарными. Вот, например, случай с урока рукоделия. У мальчонки никак не получалось приклеить крохотные глазки к голове медведя, расстроенный ученик воскликнул: «Я не могу! У меня нерва лопнула!» Конечно, воспитатель тут же пришёл на помощь. С тех пор выражение стало крылатым – им учителя временами показывают крайнюю степень усталости.

 

Главное, что отличает наших детей – это то, что они открыты миру, говорит Анастасия Брюханова. – Может, чуть наивны. Да, бывает всякое: и с кулаками на нас, и с матом. Расстроишься, конечно. Потом соберёшься в кулачок и идёшь к ним с улыбкой и как в первый раз: «Здрааавствуйте!»

 

Светлана Перминова