ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВИТ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

27 апреля 2021 , 06:07

Полезные встречи для пермских педагогов образовательных учреждений от преподавателей Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) продолжаются. В апреле проект «Университет – учителю» познакомил участников с особенностями подготовки школьников к научно-практической конференции.

Спикер конференции Надежда Владимировна Борисова, кандидат политических наук, доцент историко-политологического факультета кафедры политических наук ПГНИУ, поделилась советами по ведению НИР в школе. А мы делимся ими с вами.

  

С чего всё началось?

Требования ФГОС гласят, что образовательная программа в учреждении должна быть направлена на повышение усвоения знаний, формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, овладение приёмами учебного сотрудничества (командной работы) и формирование культуры исследования. Отсюда – внимание к научно-практическим работам и конференциям в образовательных учреждениях.

  

С чего начинать исследователю и курирующему его педагогу?

Ещё с 5 класса важно вводить детей в познание мира: знакомить с исследовательскими методами, изучать понятия «объективность», «системность», «обоснованность». Ребята могут наблюдать за тем, что им самим интересно, спрашивать об этом.

Следующий шаг – учить школьников задавать вопросы и описывать увиденное.

  

Не ограничивайте, а помогайте!

Предметом исследования может быть что угодно, главное – интерес ребёнка к этому. После темы и предмета исследования акцентируйте внимание на проблеме. Её можно сформулировать, задавая вопросы, связанные с той или иной темой. Определившись с проблемой, пропишите гипотезу – научное предположение решения, которое нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке. Последнее – теория, которая отображает закономерные связи в определённой области. При работе с источниками (для подготовки обоснования) спикер посоветовала обратиться к электронным библиотекам eLIBRARY.RU и «КиберЛенинка».

В итоге работа школьника должна соответствовать ряду правил. Например, быть самостоятельной, а не написанной родителями или педагогами. Однако ребёнок может обратиться к старшим для отработки устного выступления и презентации, в этом случае вы сможете внести свои корректировки. Кроме того, итоговое исследование должно иметь проектные и научные черты. Для этого последовательно отвечайте на вопросы «почему?», «как?», «для чего?». Последнее – работа должна быть аккуратно оформлена – используйте все функции Word и PowerPoint.

Контролируйте юного исследователя по времени: ставьте дедлайны и прописывайте задачи. Так итоговая научно-исследовательская работа получится значимой, а положительный результат выступления на конференции не заставит себя долго ждать.

  


Обратиться за консультационной помощью или экспертной оценкой можно к преподавателям ПГНИУ. Центр профориентации поможет вам и вашим подопечным провести полезные и качественные исследования.


Елена Никулина