Дизайнеры и педагоги: диалог продолжается

18 октября 2018 , 06:28

В сентябре 2018 г. в Перми стартовал проект «Цвета образовательных учреждений», направленный на повышение знаний директоров школ и детских садов в области дизайна. Организаторами проекта выступили салон декоративных красок и штукатурок «Декор-центр», пермская школьная газета «Перемена-Пермь» и интернет-журнал дизайна и архитектуры Berlogos. Вторая встреча проекта прошла 15 октября в пермской гимназии №3.

В рамках первого мероприятия педагоги узнали о передовом отечественном и зарубежном опыте создания интерьера и экстерьера образовательных учреждений благодаря лекции дизайнера интерьера Анны Красноперовой. Вторая встреча носила практический характер. На мероприятии были представлены результаты осмотра типовых помещений детских садов и школ, дан мастер-класс по нанесению гладких красок и обзор технических характеристик, на которые надо обращать внимание при выборе краски.

Наталья Ханова, главный редактор журнала Berlogos-Пермь и газеты «Перемена-Пермь», открывая семинар, говорила о важности формирования у руководителей образовательных учреждений представления о масштабах мероприятий, необходимых для создания комфортной среды в школе или детском саду. Самой встрече предшествовала большая работа, проведенная командой проекта с дизайнерами Наталией Царёвой и Анной Краснопёровой. Они посетили несколько образовательных учреждений, в каждом из которых было выделено одно помещение, для которых дизайнеры разработали рекомендации по улучшению интерьера. Результаты этих выездов директорам школ и садов донесла Альфия Садыкова, помощник главного редактора журнала Berlogos.

Первым объектом исследования стала школа №145. Организация находится в здании бывшего детского сада, поэтому большинство помещений не соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Учебные классы расположены в бывших игровых и спальнях. Дизайнеру Наталье Царёвой был предложен для осмотра классный кабинет, в котором помимо занятий проходят совещания педагогов, есть небольшая зона отдыха.

«Работа над организацией пространства любого помещения начинается с определения функциональных процессов, протекающих в нём. - отметила Наталия, - Создаётся схема зонирования, в соответствии с которой, в помещении расставляется мебель и другие элементы интерьера». Далее Наталия Царёва пояснила, что основное назначение учебного класса – обучение детей. Это значит, что всё в кабинете (расстановка мебели, оборудования, дизайн пространства, его цвета, освещение) должны делать процесс получения знаний максимально комфортным. Для этого необходимо удалить из помещения неиспользуемое оборудование, лишние элементы декора (потолок класса оформлен уже устаревшей лепниной, в кабинете есть декоративный камин). При этом в дизайне интерьера класса используется сразу несколько стилей, элементы которых несочетаемы между собой.

Следующей школой, которую посетили дизайнер Наталья Царёва и Альфия Садыкова, стала школа №55, построенная в 1963 г. Здесь специалисты проекта осмотрели помещение, которое имеет сразу два назначения. Это и столовая, и актовый зал одновременно. Наталья заметила, что цветовое решение выбрано удачно: светло-бежевые оттенки хорошо сочетаются с тематическим оформлением зала к различным школьным праздникам. Было выявлено, что по центру сцены находится дверь, ведущая в библиотеку. «Дверь необходимо вписать в стилистику зала, - пояснила дизайнер. - Для этого можно придумать масштабный во всю площадь стены рисунок, например, из простых геометрических форм. А зону раздачи столовой, отделенную перегородкой от обеденных столов, можно превратить в информационный стенд». Также дизайнер отметила, что необходимо убрать картины со стен, так как их рамки слишком контрастны, а размеры картин – малы и вносят диссонанс, нарушая общее впечатление о зале.

С дизайнером Анной Красноперовой были разработаны рекомендации для коридора детского сада №267, основной особенностью которого являются его габариты. Коридор представляет собой длинный и узкий тоннель. Для того чтобы визуально сделать пространство просторнее Анна предложила использовать в качестве основного цвета стен светлые оттенки. А насыщенные цвета применить в качестве акцентов, например, в виде горизонтальных полос, которые помогут сделать коридор визуально короче и шире. Изменить пространство можно также с помощью света, используя настенные бра, свет которых направлен вертикально. «Они создадут ритм, помещение с ними станет выглядеть «дороже», – пояснила Анна.

В конце своего выступления Альфия отметила, что дизайнеры советуют директорам школ и садов обратить внимание на соответствие дизайнерских решений бренду учреждения. Они должны быть связаны. Не стоит делать ремонт, пока не разработан брендбук организации. При этом желательно, чтобы дизайнер интерьера и рекламный дизайнер работали в паре. Нужно помнить также и о том, что все холлы и коридоры должны быть стилистически связанны, а помещения гармонично переходить из одного в другое. Участникам семинара советы показались весьма полезными, и уже во время презентации появились желающие получить консультацию дизайнера.

После выступления Альфии встречу продолжила Оксана Тарасова, директор по развитию Декор-Центра. Оксана рассказала участникам семинара об основных характеристиках красок и о том, как свойства влияют на их практичность и эстетичность. Вначале специалист заострила внимание на том, что нанесению краски всегда предшествует грунтование поверхности. Если поверхность к окрашиванию подготовлена некачественно, то впоследствии краска может «шелушиться», отходить пластами, превращаться в «пятнистую» стену. Оксана пояснила, что грунтование заполняет поры в стене, выравнивает поверхность и осветляет её тон, улучшает сцепление краски с поверхностью. Грунтование требуется всегда! Исключение: окрашивание поверх существующей краски с целью «освежить» цвет.

Затем Оксана Тарасова остановилась на характеристиках краски. Она отметила, что от стоимости краски зависит ее экологическая безопасность, наличие запаха, качество цвета, декоративность покрытия, способность создавать непрозрачный слой и другие свойства. Интересно, что стоимость банки краски не всегда соотноситься со стоимостью квадратного метра. Иногда расход более дешевой краски на метр квадратный значительно больше, чем краски более дорогой по цене. Обратила внимание Оксана и на то, что краски бывают для разных целей. Не надо красить краской для потолка, стены в коридоре.

Завершился семинар небольшой практической частью. Александр Дудин, мастер-декоратор продемонстрировал директорам школ и детских садов небольшой эксперимент: участникам было предложено удалить с поверхности образцов красок от разных производителей типичные пятна (следы обуви, кофе, мела). Затем Александр показал различные способы нанесения декоративных покрытий. Он удивил участников встречи, что простым изменением направления кисти можно добиться разных эффектов.

«Сегодняшняя встреча наполнила меня совершенно новыми знаниями, - сказал Анатолий Чепурин, директор лицея №2. – Особенно ценно то, что мы расширяем свои знания в дизайне школ не в отрыве от реальности, а рассматривая реальные примеры интерьеров наших пермских школ. И, конечно, удивлен, как много нюансов надо знать про краски. Хотелось бы, что организаторы, на встречах осматривали классы, в которых проводятся семинары. Это бы было полезно. А еще хотелось бы, чтобы было выделено время а общение в режиме «вопрос-ответ». Проект «Цвета образовательных учреждений» полезен безусловно. Я планирую посетить все мероприятия проекта».

Напомним, что проект будет проходить до июня 2019 года. Встречи проходят в различных школах Перми каждый третий понедельник месяца. Следующий семинар состоится 20 ноября 2018 г. в школе «Город дорог» по адресу: Пермь, ул. Дружбы, 18. Встреча будет посвящена основам цветоведения и влияния цвета на участников образовательного процесса. Узнать подробности проекта и записаться на семинар можно по телефону: 8-908-254-55-53.

Презентация "Цвета образовательных учреждений"

Презентация "Краски"

Альфия Садыкова
Фото автора