Мы спросили у министра

25 сентября 2017 , 07:53

Во многих школах Перми и Пермского края работают детские СМИ. Юные журналисты выпускают газеты, записывают программы на радио, готовят новости для школьного сайта. В редакции Пермской школьной газеты «Перемена-Пермь» задумались: «А что, если собрать всех этих активных ребят вместе? И повод выбрать самый что ни на есть значимый? Например, организовать пресс-конференцию с министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной?». Сказано – сделано! На пресс-конференцию с министром приехали 57 ребят и 17 педагогов из Перми и края.

27 новых школ

Алена Половинкина, юнкор газеты «Перемена-Пермь» и ученица МАОУ «СОШ №82» г. Перми: В нашей школе одновременно обучаются около 2000 учеников, количество первоклассников бьет все рекорды – более трех сотен. При этом речи о пристрое к школе или дополнительном образовательном объекте не идет… В скольких школах в этом году будет решен вопрос о второй смене?

Раиса Кассина: В этом году составлена программа строительства новых школ. В ближайшую пятилетку, включая этот год, будет построено 27 школ. Выбирали мы эти школы по двум признакам: первый – ветхие школы – 16, второй – угроза третьей смены – 11 школ. В этих школах вторая смена полностью сформирована, заняты все кабинеты, невозможна организация нормального образовательного процесса. В этом году будут сданы 4 школы.

Алена Трушникова, ученица МБОУ «Средняя образовательная школа №11» г. Лысьва: Мы учимся в маленькой школе, а количество учеников с каждым годом растет. Нам необходим пристрой. В Перми все проблемы решаются быстро, а как будут решаться эти проблемы в маленьких городах, быстрее или медленнее? Что нужно сделать, чтобы попасть в такую группу?

Раиса Кассина: Из 27 строящихся школ только 4 пермские, остальные как раз находятся в крае. В том числе в Лысьвенском городском округе будет построены 2 школы, одна из них – в Лысьве. Так что школы в территориях мы не забываем.

Настоящая жизнь министра

Дарья Федурина, ученица МАОУ Начальная школа «Мультипарк» г. Перми: Какие качества должны быть у человека, чтобы стать министром образования?

Раиса Кассина: Главное – нужно очень много работать, не жалеть себя, понимать, для чего ты все это делаешь, и четко ставить цели. Из качеств необходимы быстрый ум, умение принимать решения и не бояться ответственности, быть смелым, неуспокоенным, отзывчивым. Все предметы в школе важны – они развивают вас. Поэтому нужно одинаково хорошо во всё вникать, тогда в будущем это обернется для вас плюсом.

Дарья Балуева, ученица МАОУ «Кондратовская средняя школа»: Вы, наверняка, не всегда были министром образования. Чем Вам запомнилась работа учителем в школе?

Раиса Кассина: Учителем я проработала 15 лет. Во взаимоотношениях с ребятами у меня не было проблем. Была огромная занятость. Я всегда вела уроки у старших классов. Многие ребята хотели поступать на биологические специальности и подвигали меня к бесконечному саморазвитию: постоянно нужно было изучать, читать, делать выводы... Хочу сказать, что сейчас все мои выпускники – мои друзья.

Андрей Никулин, ученик МАОУ Начальная школа «Мультипарк»: Раиса Алексеевна, какой у Вас был любимый предмет в школе и почему?

Раиса Кассина: В каждом классе у меня был любимый предмет. И всегда он ассоциировался с учителем. Пришел хороший учитель по физике в 10-м классе, я сразу решила, что буду физиком-ядерщиком, точно знала, куда пойду поступать и работать. А в следующем году физик уволился, пришел замечательный учитель биологии, и я сразу полюбила этот предмет. Роль учителя в привитии интереса к тому или другому предмету чрезвычайно высока, очень часто она и становится определяющей.

Анна Швецова, ученица МАОУ Начальная школа «Мультипарк»: Читаете ли Вы сейчас газету «Перемена-Пермь»? Какие газеты Вы читали, когда были маленькими?

Раиса Кассина: Я читаю все газеты и журналы, в которых пишут о школах. «Перемену-Пермь» я очень люблю. В этой газете работают грамотные корреспонденты (и взрослые, и дети), поднимаются интересные вопросы, создаются всегда необычные рубрики. Каждый номер приносят ко мне в кабинет, и я обязательно его читаю.

Когда была маленькой, читала «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду», журнал «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер» – в общем, всё! У нас дома только для меня выписывалось 12 изданий. В семье выписывали даже «толстые» журналы, несмотря на то, что по тем временам это было дорого. 

Анна Найденова, ученица МАОУ «СОШ №116» г. Перми: Когда Вы заканчивали школу, знали ли Вы, где будете работать, кем станете в будущем?

Раиса Кассина: К сожалению, не знала. Я готовила себя к научной деятельности, поступала в Пермский государственный университет на биологический факультет. Училась на пятерки, у меня был диплом с отличием, впереди – аспирантура… Но так получилось, что во время педагогической практики, которую я проходила на 5-м курсе, меня «зацепила» работа с ребятами, уроки. Когда я потом окончила университет и решала, куда пойти работать, меня всё больше тянуло в школу. Первая моя специальность – биолог, вторая – учитель биологии. Она и стала определяющей, потому что однажды я поняла, чем мне действительно хочется заниматься. 

Результат не в баллах

Ксения Шимова, ученица МАОУ «СОШ №108» г. Перми: Я учусь в 8-м классе и хотела бы пойти в 10-й и 11-й. Меня интересует, планируется ли в ближайшее время введение английского языка обязательным экзаменом после 11-го класса?

Раиса Кассина: Да, введение ЕГЭ по иностранным языкам планируется. Сроки оговариваются разные: сейчас предположительно 2022 год. Я считаю, что владение иностранным языком не только открывает перед вами весь мир, но и дает возможность качественно заниматься тем видом деятельности, которому вы хотите посвятить себя. Английский – язык международный, знать его надо!

Дарья Юрьева, ученица МАОУ «СОШ №145» г. Перми: С 2018 года в ЕГЭ по русскому языку вводят устную часть, с 2020 года – обязательным предметом сдачи ЕГЭ будет история. Какие результаты ожидает от учащихся Министерство?

Раиса Кассина: Если говорить об оценке в баллах, я нисколько не сомневаюсь, что вы сдадите так же хорошо, как и все остальные предметы. Но на самом деле результат не в баллах: главное, у нас будут более грамотные, компетентные, хорошо знающие историю граждане. Важнее тот эффект, который мы получим.

Александр Зименков, ученик МАОУ «Гимназия №4» г. Перми: Правда ли, что результаты экзаменов по выбору будут влиять на аттестат? Что Вы посоветуете выпускникам, чтобы справиться с трудностями выпускного класса?

Раиса Кассина: Вопрос, действительно, обсуждается. Я считаю, что результаты экзаменов могут быть внесены в табель, но не должны влиять на итоговую оценку, потому что всякое бывает в жизни.

Четвертая гимназия может быть спокойна. Я не знаю ребят, которые учились бы в ней и сдавали экзамены плохо. Вы попали в ту среду, которая обеспечит вам качественное образование. Нужно просто всегда хорошо учиться. Не думать, что придет март и вот тогда вы возьметесь за ум. Просто решать тесты – самый тупиковый путь, нужно с большим усердием провести последний выпускной год. Уже сейчас необходимо определиться с выбором экзамена, несмотря на то, что срок установлен до 1 февраля. В зависимости от того, где вы хотели бы работать, подбирайте вуз и выбирайте соответствующие экзамены. Примите решение: кем вы хотите стать в жизни.

Виктория Алфеева, ученица «МАОУ «Гимназия №4» г. Перми: Какие предметы планируется ввести в число обязательных для сдачи ЕГЭ, ОГЭ?

Раиса Кассина: Все обязательные предметы для сдачи итоговых экзаменов сейчас определены, никаких других не предвидится. Будут введены (и то не в этом году) устная часть по русскому языку и иностранный язык.

Сделать правильный выбор

Полина Шварева, ученица МАОУ «Гимназия №9» г. Березники: Действительно ли с 2020 года выпускники бакалавриата будут приравниваться к выпускникам колледжей? Вернется ли специалитет в образовательную программу университетов?

Раиса Кассина: Специалитет по многим направлениям сохранён. Мое личное мнение: в ряде случаев он необходим. В иных – достаточно бакалавриата, потому что после окончания 4-хлетнего обучения, студент иногда понимает, что в магистратуру лучше поступать не по тому же направлению, а по смежному с ним. Доучиваться лишний год, а потом менять направление, да еще получать второе высшее образование – не лучший вариант. Лучше получить высшее образование по предмету, а затем «доращивать» его по этому же направлению или смежному через магистратуру.

Алина Хафизова, ученица МАОУ «Гимназия №7» г. Перми: Мы уже не маленькие и потихоньку начинаем задумываться о том, что же дальше, даже после университета. Сейчас, насколько мне известно, собираются ввести закон о том, что получить рабочее место можно будет исключительно по специальности. Как Вы думаете, правильно ли это?

Раиса Кассина: Сейчас речь идет о том, что при поступлении по целевому набору, за бюджетные деньги, необходимо будет отработать потом какое-то время именно по данной специальности. Если же Вы поступаете самостоятельно, такой связи нет. Этот вопрос, действительно, обсуждается, но я не думаю, что подобный законопроект в ближайшее время будет принят.

Кристина Крюгер, ученица МАОУ «Лицей №1» г. Березники: Я по своему складу ума гуманитарий и, конечно, хочу получить высшее образование, но у меня нет возможности получить его платно, поэтому рассматриваю только бюджетные варианты. Мне хотелось бы остаться в родном городе, но бюджетных мест гуманитарных направлений можно посчитать по пальцам, в отличие от технических. Если мы говорим о привлечении специалистов в Пермский край, возможно ли приравнять шансы поступления на бюджет у технарей и у гуманитариев, ведь наш край нуждается и в тех, и в других специалистах?

Раиса Кассина: Действительно, нам на технические специальности дают больше бюджетных мест, чем на гуманитарные, но и потребность значительно выше в специалистах технических направлений. Конечно, можно выделить больше бюджетных мест для гуманитариев, но всегда ли они найдут работу? Так ли востребованы гуманитарии? Работу гуманитариям найти очень сложно, это общеизвестно.

Кадровый вопрос

Евгений Терновский, суворовец Пермского суворовского военного училища: По каким критериям отбирают преподавательский состав в учреждения?

Раиса Кассина: Если Вы имеете в виду Ваше учреждение, то легче, наверное, в космос полететь, чем попасть в него. Отбор жесточайший и желающих очень много, но главными критериями являются знание предмета и методики современного образования, умение общаться с ребятами, выстраивать конструктивные отношения, решать проблемы. По Вашему учреждению конкурс порой достигал и 10 человек на место.

Елизавета Мазилкина, ученица МАОУ «Лицей №1» г. Березники: Раиса Алексеевна, что будет предприниматься для появления в школах и других учебных заведениях постоянных учителей, которым хватало бы времени не только на занятия, но и на внеурочную деятельность и внеурочное общение с учениками? И второй вопрос. Какие масштабные акции планируются в течение года для расширения Российского движения школьников (РДШ) в Пермском крае?

Раиса Кассина: Если говорить о нехватке учителей в школах, то процент вакансий составляет 1,6% от общего количества учителей. Однако если в конкретной школе не хватает учителей, это беда, поэтому успокаиваться мы не собираемся. Действительно, очень много различных проектов предусмотрено Министерством для того, чтобы решить проблему с кадрами в школе. Первый проект – введение целевого набора в педагогические вузы. Целевой набор обязывает будущего педагога прийти в ту школу, от которой получено направление. А потом он, скорее всего, остается в этой школе навсегда. У нас есть второй проект – «Мобильный учитель». Например, Вы живете в Березниках и не готовы переехать в село. Но почему бы там не работать? Тогда мы даем Вам автомобиль в личное пользование, и Вы на нем доезжаете до работы в село и ведете там уроки. Третий проект – «Сельский учитель», сейчас мы его переформатируем, и он будет касаться не только сел, а всех территорий, где есть проблемы с кадрами. Проект уже одобрен губернатором Пермского края. Согласно этому проекту учитель, который едет работать в сложную с кадровой точки зрения территорию, получает 1 миллион рублей для приобретения или строительства жилья. У педагога появляется мотивация остаться в данной местности надолго.

Что касается второго вопроса, про РДШ… Движение у нас сейчас только набирает обороты, поэтому появляются новые направления. Одно из самых мощных, которые мы собираемся развивать, – это патриотическое воспитание и «Юнармия».

Антон Вершинин, ученик МБОУ «СОШ №11» г. Лысьва: Сейчас много говорят об обязательной школьной форме для учеников и педагогов. Как Вы относитесь к предложению ввести униформу для учителей?

Раиса Кассина: Для учителей, я бы сказала, лучше, чтобы речь шла не о форме, а о деловом дресс-коде. Не совсем правильно, когда одежда детей – деловая, а учителя приходят, например, в джинсах.

Учитель – навигатор в мире информации

Анна Шарапова, ученица МАОУ «Гимназия №9» г. Березники: Считаете ли Вы правильным значительное сокращение учебного времени на изучение фундаментальных предметов в среднем и старшем звене школы: литературы, химии, географии, истории и т.д.?

Раиса Кассина: В учебном плане определено минимальное количество часов на каждый предмет. И никто не имеет право уменьшать это количество часов. А вот дальше старшеклассник должен самостоятельно формировать свою личную образовательную траекторию.

Елизавета Пономарева, ученица МАОУ «Гимназия №7» г. Перми: Раиса Алексеевна, почему некоторые школы учатся по 5-ти дневной, а некоторые 6-ти дневной рабочей неделе?

Раиса Кассина: Существуют учебные планы, рассчитанные на 5-ти- и 6-тидневную рабочую неделю. Выбор учебного плана – исключительно прерогатива школы. В каждой школе создан управляющий совет, который принимает решения о том, по какому учебному плану заниматься, но это не касается гимназий и лицеев, которые должны работать по 6-тидневной рабочей неделе.

Олеся Кузнецова, ученица МБОУ «СОШ №11» г. Лысьва: Что важнее сегодня в школе – воспитание людей с алгоритмизированным мышлением, как на Западе, или творческих людей?

Раиса Кассина: Не думаю, что мы специально воспитываем людей определенного склада ума. В школе нужно создавать такую среду, в которой каждый ребенок себя найдет. Если я склонна к тому, чтобы создавать алгоритмы, то и дальше буду этим заниматься. Другие люди совсем не способны по своему внутреннему ощущению жить по алгоритмам, им нужны свобода и творчество. Их невозможно заставить стать технократами, они всё равно проявят себя в любой среде по-другому. Я за то, чтобы в школе были разные условия, все условия для развития ребят, а уже собственную нишу вы всегда найдете.

Регина Веремей, ученица МАОУ «Гимназия №9» г. Березники: Почему в Пермском крае так мало бесплатных кружков и секций дополнительного образования?

Раиса Кассина: Поверить в это сложно. У нас более 12 тысяч кружков и секций только на базе школ. Более 90 процентов ребят в Пермском крае получают дополнительное образование на бесплатной основе.

В Березниках возможность заниматься дополнительным образованием предоставляют 17 учреждений дополнительного образования детей, в которых действуют 1 265 кружков, секций и объединений. В них занимаются свыше 20 тысяч ребят в возрасте от 5 до 18 лет, только 1,5% на платной основе. Особенно востребованы в Березниках объединения по робототехнике, туристско-краеведческие кружки, спортивные секции. В городе активно развиваются и негосударственные организации дополнительного образования, которые предлагают свои программы на платной основе.

Софья Сергеева, ученица МАОУ «Гимназия №9» г. Березники: Будут ли учеников более подробно информировать об опасности и профилактике вирусных и онкологических заболеваний в виде отдельного урока или темы классного часа? Сейчас эта проблема остро стоит в стране, умалчивать о ней было бы неправильным.

Раиса Кассина:  Тем проблемам, о которых Вы говорите, достаточно внимания уделяют на уроках биологии, на медицинских лекциях и классных часах. То, что Вы называете проблемой, говорит о том, что, наверное, в Вашем учебном заведении внимание учителей к этим вопросам ослаблено. Речь идет не столько о том, чтобы рассказывать об этих проблемах, сколько о том, чтобы проводить более действенные мероприятия. Мы стараемся, конечно, использовать новые формы в борьбе с негативными явлениями, но, очевидно, их не хватает. Если у Вас есть предложение о том, что что еще можно сделать, мы готовы услышать Вас.

Дмитрий Шапранов, суворовец ФГКУ «Пермское суворовское военное училище»: Как Вы относитесь к достижениям современной науки, то есть к смартфонам и ноутбукам и внедрению их в учебный процесс?

Раиса Кассина: Абсолютно положительно. Я уверена, что за этим будущее. Учитель –навигатор в мире информации. Источником знаний всё больше становятся компьютеры. Необходимы технологии, которые будут способствовать их внедрению в образовательный процесс.

Министерство ждет ваших инициатив

Александра Тимофеева, ученица МАОУ «СОШ №7» г. Перми: В последнее время мы с активом нашей школы заняты организацией фестиваля TeenSpiritFest. Могут ли школьники рассчитывать на поддержку своих инициатив Министерством образования и что нужно сделать, чтобы получить эту поддержку?

Раиса Кассина: Работа Министерства образования и науки выстроена таким образом, что мы заинтересованы в появлении новых инициатив и их поддержке. На самом деле, что требуется современным школьникам, лучше школьников никто не скажет. Если вы знаете точно, что у вас есть идея, которая интересна не только вашей школе (это важное условие!), то мы вас всегда ждем. Это касается любых инициатив.

Что ж, пресс-конференция закончилась. «Если бы у нас был еще час, мы бы его заполнили», – подытожила главный редактор газеты «Перемена-Пермь» Наталья Ханова. Появилось предложение провести повторную дискуссию, только уже с возможностью задавать вопросы не только министру, но и самой Раисе Алексеевне – ребятам. Интересно, что из этого получится. Очень ждем!

Записала Елена Никулина