ЗНАКОМИМСЯ С СОВРЕМЕННОЙ НАУКОЙ

31 марта 2021 , 10:59

После Нового года возобновились мероприятия в рамках проекта «Политех-экспедиция», но уже в новом формате. Теперь участники будут встречаться с учёными из Пермского Политеха и знакомиться с их деятельностью прямо в лаборатории. Мы побывали на двух встречах и выяснили, как проектируют космические корабли и роботов, а также чем в лаборатории занимается микробиолог. Подробности – ниже.

   

Восьмиклассники в космическом пространстве: миг между прошлым и будущим

Весенние изменения погоды не помешали 9 марта посетить учащимся 8 класса лицея № 4 мастер-класс по информационным технологиям от ведущего специалиста по робототехнике Пермского Политеха. Увлекательная лекция, поучительный интерактив и нахождение между преподавателем и школьниками общих тем всё это было в рамках проекта «Политех-экспедиция». А как встреча проходила с точки зрения лицеистов? Давайте представим!

  

Ребята зашли в помещение, где занимаются робототехникой. Конечно же, мальчики сразу стали осматривать инструменты, самих роботов и их маленькие прототипы. Они ещё долго оставались под впечатлением от увиденного и в перерывах часто обсуждали окружающие их предметы. Девочки, напротив, почти сразу обратили внимание на включённую презентацию и долго не могли понять сложные научные термины. Однако нужно было уже начинать.

  

Даниил Сергеевич Курушин, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем, своим обаянием и умением привлечь к себе аудиторию любого возраста, найти с ней общий язык сразу расположил к себе лицеистов. Создавалось ощущение, что он является их классным руководителем – настолько было велико его влияние. Даниил Сергеевич предложил ребятам пройти вместе с ним некий «путь», содержащий интересную лекцию о космосе и небольшое практическое задание. Восьмиклассники не удивились. Но позже поняли, как же сильно они ошибались!

  

Даниил Сергеевич рассказал о самых животрепещущих аспектах, связанных с космосом. Не обошёл стороной и космические корабли, уделяя этой теме особое внимание. Однако больше всего учащихся зацепило обсуждение истории космонавтики, так как преподаватель делился множеством «провокационных» фактов. Лицеисты вступали в дискуссию с учёным и успели даже немного поспорить с классным руководителем. Но это было далеко не всё.

  

Помните небольшое проектное задание, что предложил преподаватель? Оно было не совсем таким. На самом деле Даниил Сергеевич попросил ребят разработать целый научный грант на создание космического робота! Участники мастер-класса были очень удивлены, но с большим энтузиазмом принялись придумывать и расписывать каждый пункт. Важным условием была реалистичность проекта, то есть чтобы физические и химические явления действительно можно было объяснить. Такое ограничение хоть и не позволило ребятам разойтись по полной, зато сохранило научную составляющую. Одна команда создала концепцию, предполагающую полёт на Каллисто – спутник Юпитера и создание там колонии. Остальные предложили добраться до Марса, но с разными целями: одни – чтобы колонизировать красную планету, а другие – чтобы найти на ней полезные ископаемые.

  

Что удивительно, создание космического проекта понравилось и мальчикам, и девочкам, а значит, можно не беспокоиться о нехватке инженерных кадров в будущем. Никита Бакшаев, ученик 8 «В» класса, так отозвался о мероприятии: «Большие числа не вызывали страха, а, наоборот, подогревали интерес. Конечно, приходилось искать дополнительную информацию в Интернете, чтобы всё понимать, но скучно точно не было. Особенно понравилась разработка и защита проектов, когда нам необходимо было самостоятельно придумать реалистичный способ полёта в космос».

  

Важно понимать, что наукой человек может заниматься в любом возрасте. Главное – это начать.

  


Даниил Сергеевич Курушин, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем Пермского Политеха:

«Мы живём в эпоху становления технологий искусственного интеллекта. Постепенно программы, становясь умнее, заменят многие профессии.

Но пока ни один компьютер сам себя не запрограммировал, ни одно судно само себя не начертило и т. п. Инженерам, конечно, тоже помогают программы, но они просто начинают работать с более сложными абстракциями.

Скорость проектирования и внедрения сложных инженерных объектов сейчас падает, требования к ним – растут. Отсюда и спрос на инженерные специальности».


 

Школьники и простейшие организмы идут на контакт!

10 марта в рамках проекта «Политех-экспедиция» ученики школ № 114 и «СинТез» побывали в студенческом городке и расширили свои знания по микробиологии. Восьмиклассники двух учебных заведений уже не понаслышке знали об инфузориях-туфельках и амёбах, но мероприятие их всё же впечатлило. Кого или что они увидели об этом подробнее в материале.

  

Формат встречи не предполагал проведения публичной лекции. Это сразу расположило школьников к работе: не было сложной терминологии и непонятных им методов. Переход сразу к практике позволил им наиболее полно познакомиться с профессиями гидробиолога и эколога-лаборанта, однако осознавали это сами ребята не до конца. Для них это выглядело как знакомство с научными опытами, которые подкреплялись биологическими и химическими фактами.

  

Казалось, даже самые большие любители литературы и языков были под впечатлением от увиденного. И действительно было от чего: школьники проводили химические опыты с водой из искусственного источника (аквариума), изучали её свойства под микроскопом, добавляя различные элементы: от серебра до обычных нитратов. Реакция участников была бесценна! Они часто заглядывали в методички и внимательно слушали лаборанта. Выпадение осадков, смена цвета оказались лишь верхушкой «айсберга» под названием «Проведение проб со дна».

  

И это ещё далеко не всё, что ожидало восьмиклассников. Ведущие специалисты факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий Пермского Политеха взяли пробу со дна аквариума и наглядно показали учащимся простейших «жителей» искусственного водоёма. Ребята увидели несколько видов инфузории-туфельки, коловратку, амёбу солнечную, быстро бегающих жгутиконосцев и сувоек – природных фильтраторов. Помогли в этом юным учёным новейшие технологии, позволяющие выводить содержимое приближенных проб на большой экран. Для участников проекта все эти операции оказались новыми и неожиданными, что определённо их зацепило.

  

Что дают подобные мероприятия и насколько качественно они формируют у школьников представление о микробиологии и деятельности людей, которые ей занимаются? Ответ достаточно прост: школьные знания нужно подкреплять практикой, а «Политех-экспедиция» – это прекрасная возможность уже в 8 классе определиться с научными интересами и идти к своей цели.

  


Екатерина Илдусовна Панькова, ассистент кафедры охраны окружающей среды Пермского Политеха:

«Такие встречи мотивируют ребят. Показывают, что обучение – это не скучно, а очень интересно и увлекательно. Также они помогают определиться с дальнейшим направлением развития.

Экология сейчас в тренде. С развитием и внедрением новых технологий появилась потребность в оценке текущего состояния окружающей среды, прогнозе влияния внедрения нового и рекомендациях по минимизации последствий. Экологи востребованы не только на предприятиях, но и в других областях. Если мы откроем «Атлас новых профессий», то увидим много новых и перспективных направлений. Например, эколог-урбанист, информационный эколог, эколог-логист, менеджер Zero Waste, экопродюсер и др. Если вы рассматриваете экологию как направление своей будущей профессии, то держите ориентир на высшее учебное заведение и сделайте упор на изучение естественных наук: физики, химии, биологии».


Елена Калегина