СТАРШЕКЛАССНИКИ ПРОТИВ РОБОТОВ: ПОБЕДИТ ЛИ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?

12 апреля 2021 , 04:47

Проект «Политех-экспедиция» продолжает свою работу. На этот раз мы 30 марта побывали на занятии, посвящённом искусственному интеллекту. И вот как всё прошло.

  

Десятиклассники 108-й школы с интересом рассматривали предметы вокруг: самые разную технику — раритетные модели фотоаппаратов, компьютеры, самоходную колесную тележку и даже женский манекен (основу для антропоморфной конструкции). Это действительно оказалась лаборатория, где студенты собирают роботов.

  

Но вот занятие началось. С основами искусственного интеллекта ребят познакомил Даниил Сергеевич Курушин, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем Пермского Политеха. Целую студенческую пару – 1,5 часа – школьники постигали теорию робототехники, закрепив всё игрой и разработав собственные проекты.

  

Что такое искусственный интеллект и когда он был создан? Что представляет собой нейросеть? На всё это Даниил Сергеевич ответил на лекции. Попутно он приводил примеры из популярных фильмов и мультиков – вспомнил о роботах из «Футурамы» и «Стартрека». А иногда монолог разбавляли каверзные вопросы: «Можно ли считать радиоуправляемую машину роботом?», «Что умнее: радиоуправляемые машины или смартфоны?»

  

Чтобы подросткам было проще понять сложные определения и термины, преподаватель приводил любопытные факты. Оказывается, самые первые роботы появились ещё в средние века, подходящей методики определения уровня интеллекта сейчас не существует, а одно из отличий робота от человека – отсутствие у него самоосознания.

  

После небольшого теоретического экскурса учащиеся, разделившись на три команды, приступили к практике. Главной задачей было придумать технологию, благодаря которой оказались бы решены какие-то из существующих в наше время проблем. Около получаса девушки и юноши, вооружившись листами ватмана и фломастерами, обсуждали свои идеи. Чувствовалось, что идёт напряжённая интеллектуальная работа. Переговариваясь и старательно выводя линии на листах, ученики то и дело смеялись или улыбались, ведь придумать можно было что угодно – любого робота!

  

Затем участники по очереди представляли концепции. Идея первой команды состояла в разработке саморазвивающегося робота, который способен делать всё, о чём его попросят. Ребята из второй команды придумали робота – помощника в учёбе: он будет делать за школьников все домашние задания. Последними выступали девушки, продемонстрировав шкаф-примерочную, подбирающую для любого человека одежду в зависимости от его настроения, роста, веса и других параметров. Третий проект, по словам Даниила Сергеевича, оказался самым реализуемым из всех – такое полезное устройство можно создать в самое ближайшее время, правда, стоить оно будет довольно дорого: от 50 тысяч рублей.

  

Поблагодарив преподавателя за увлекательное занятие, старшеклассники стали собираться домой. И, возможно, кто-то из них уже задумался о том, чтобы связать жизнь с разработкой интеллектуальных систем. Ведь главное для этого – желание и труд.

  


Даниил Сергеевич Курушин, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем Пермского Политеха:

«Проблема создания интеллектуальных систем является актуальной, так как очень многие страны и организации продвигают свои решения в этой области. В мире идёт “гонка” интеллектуальных систем. У нашей страны есть все шансы показать себя достойно.

Современные технологии искусственного интеллекта создаются взрослыми людьми. Теми, кто получил образование в 80–90-е годы ХХ века. А технологии будущего будут создавать сегодняшние студенты и школьники, если они, конечно, заинтересуются темой и будут понимать, что сделано в ней, а что – нет».


Валерия Филимонова