«Здесь по-другому»: Дмитрий Поносов о московском образовании

20 сентября 2019 , 06:14

Дмитрий Павлович Поносов – давний друг «Перемены-Пермь». Он работал директором в пермской гимназии №7. Новый учебный год начался для Дмитрия Павловича с перемен: он переехал на постоянное место жительства в Москву. Бывший учитель года снова преподаёт историю и обществознание, является замдиректора по воспитательной работе в частной школе «Феникс». Мы встретились с Дмитрием Павловичем, чтобы поговорить о судьбе пермского директора в столичном образовании.

 

«Феникс» vs гимназия №7

С одной стороны, я включаюсь в систему, к которой привык в государственной школе: уроки, перемены, дополнительное образование воспитательные мероприятия. С другой стороны, «Феникс» – частная школа, В ней дети проводят время с 9:00 до 18:00. У них уроки, бассейн, кружки, перерывы на обеды. У всех пятидневка. Преимущество частной школы – малокомплектность и индивидуальный подход. В классе учится по 12-15 ребят, на всю школу приходится не более 300 учеников. Мы – большая семья, в которой директор знает каждого своего ученика.

 

Почему Москва?

В пермских СМИ написали, что я покинул родной город из-за того, что не вижу перспектив в пермском образовании. Причины – личные. Но работать на два города пока не планирую. Вышел из всех основных профессиональных профессиональных групп в вайбере и вотсаппе. Но всегда готов отзываться на инициативы пермских коллег. Например, в августе записал интервью с Евгением Шоломовичем Ямбургом.

 

Почему частная школа?

Никогда не работал в частных школах, поэтому пошёл в этот сегмент образования. Чувствуется, что свободы в частной школе больше, однако про качество образования пока ничего не могу сказать. Возможно, они по-другому измеряются. В государственных школах имеют значение муниципальные показатели эффективности и результативности, а потому директор смотрит на муниципалитет, появляется риск потерять педагогические смыслы и ориентацию на ученика. В частной, наоборот, клиент всегда прав. И можно выпасть из общего потока единого образовательного пространства. В общем, искать ключи к новой программе развития в частной школе «Феникс» мне ещё предстоит.

 

Много учителей, но мало тех, кто осмысленно учится

В Москве бывших директоров школ из провинции и хороших учителей достаточно. Это я уже увидел за месяц. Как не потеряться среди массы? Точно необходимо продолжать учиться и включаться в понятные образовательные проекты. Важно, чтобы эти проекты согласовывались с твоими смыслами, иначе и сам себя потеряешь, и другие о тебе сразу забудут. Недавно я подал документы в магистратуру. Жду ответа.

 

А дети везде дети

Ничем не отличаются пермские ребята от московских. Есть более способные, есть менее. Но, мне показалось, что среда несколько другая. В частной школе всегда есть место для особенных детей. Никто не будет смеяться или указывать пальцем на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Много иностранцев. Очень толерантное сообщество. Здесь нет дресс-кода, и иногда приходится объяснять детям, что свобода – это ответственность. Во всём нужно знать меру.

 

Реорганизация и McDonald’s

В своё время к гимназии №7 присоединили другую школу. Конечно, если сравнивать средний балл учащихся, качество образования сначала снизилось, но потом это дало свои результаты. Детям объединение учреждений принесло пользу: ученики знакомились, общались, учились вместе. Реорганизация ведёт к получению большого опыта, если к ней подойти с умом. Другой вопрос, что в попытке объединения школ мы можем потерять индивидуальность и уникальность каждой школы. Возьмём сеть McDonald’s: рестораны фаст-фуда сейчас везде, и они одинаковые. В школе у нас не бигмак, а дети. Объединение школ может расширять пространство выбора – и это хорошо, но оно же несёт риск потери уникальности – и это уже плохо. В каждом здании условия свои, и они неповторимы. Что можно объединить, а что нет – в каждом случае нужно смотреть отдельно. Чтобы не превратить наше образование в систему услуг, необходимо встречаться и обсуждать с детьми, учителями, родителями, что нужно им. Если хорошо детям, то и система образования хорошо работает.

 

Записала Елена Никулина