Елена Васильева: «Основной инструмент учителя – не мел или указка, а душа»

3 сентября 2018 , 14:08

«Перемена-Пермь» продолжает рубрику «Наедине с директором». На этот раз мы встретились с руководителем гимназии №6 Еленой Анатольевной Васильевой. О профессии учителя, приоритетах гимназии и судьбе самого директора мы узнали из первых уст.

Перемена-Пермь: Елена Анатольевна, каким был Ваш путь в педагогику?

Е.А. Васильева: В школу я пришла неслучайно. У меня педагогическая династия: моя мама, бабушка, прадед работали учителями. Мама Нина Михайловна проработала в школе 40 лет, была учителем географии и педагогом начальных классов. Сейчас маме 88 лет, до сих пор её помнят многие ученики, приходят в гости. Бабушка Анна Венедиктовна была директором детского дома в городе Ирбит Свердловской области. После переезда в Пермь стала завучем в школе. Мой прадед был краснодеревщиком и после революции начал преподавать труд в училище. С прадедушки, наверное, всё и началось…

Перемена-Пермь: В такой семье Вы, наверное, с самого детства мечтали быть учителем?

Е.А. Васильева: Совсем нет! С детства я видела, какой это труд. Поступила на филфак, потому что меня вдохновила моя учительница по литературе. Бог знает, какие у меня тогда были мысли и мечты, но точно не о школе… Но когда я проходила педагогическую практику в школе №12, столкнулась с чем-то очень близким мне и знакомым, соответствующим моему характеру. Моя наставница Людмила Николаевна Бородина, с которой мы потом работали вместе в 22-й школе, тогда сказала мне: «Леночка, ты учитель от бога». На второй практике в 9-й школе тоже всё сложилось удачно. Тогда я вела занятия у старшеклассников. Помню, как они подошли ко мне и сказали: «А у Вас получается». Я поняла, что педагогика – это моё. После этого все остальные варианты будущей профессии я не воспринимала всерьез. Конечно, были трудности. Сначала не складывались отношения с администрацией, ведь мне казалось, что я сама всё знаю, зачем мне чьи-то советы? Этакая «болезнь левизны». Но я до сих пор обожаю свой первый класс: детей, родителей, все эпизоды из жизни. Я тогда была совсем молоденькой. Пятиклассники даже были влюблены в меня. Как и моя мама, начинала я в 10-й школе. Затем перешла в 22-ю, где работала 16 лет, из них 8 лет была завучем. В департаменте образования пришлось поработать. Там, кстати, я окончательно поняла, что моя судьба – это школа. Мне нужны дети, люди, учебный процесс, уроки, перемены. Я поняла, что на этом месте могу сделать гораздо больше. И вот случилось так, что я стала директором гимназии №6.

Перемена-Пермь: Елена Анатольевна, Вы преподаете сейчас?

Е.А. Васильева: Увы, нет. Мне пришлось отказаться от преподавания, хотя я обожаю свои предметы: литературу и русский язык, люблю рассказывать и объяснять, «залезать в дебри» грамматики. Так, 7 лет я готовила призёров и победителей Всероссийской олимпиады по русскому языку и по литературе. За этих детей я испытываю особенную гордость. А потом я поняла, что придется выбирать: либо страдает процесс управления, либо преподавания. Одни двери закрылись – другие открылись. Но я по-прежнему очень люблю общаться с детьми.

Перемена-Пермь: Расскажите о педагогическом коллективе в гимназии №6.

Е.А. Васильева: У нас в гимназии сложился уникальный высокопрофессиональный коллектив. Знаете, один из основных инструментов учителя не мел или указка, а душа. Сколько дашь ученикам – столько и получишь отдачи. Сейчас учитель давно перестал быть носителем знания, он скорее куратор, навигатор по морю информации, человек, который может задать вектор, сориентировать ребенка на что-то очень важное. В свое время я получила в подарок от своих учеников альбом с письмами. Там обнаружила столько важных для меня слов! Оказывается, были уроки, разговоры, которые что-то перевернули в жизни моих учеников. Они стали смотреть на мир иначе. Когда я прочитала, подумала: «Боже мой! Осознаем ли мы, учителя, нашу ответственность перед детьми?». Ведь от того, как я повела разговор, может зависеть судьба человека. Эта ответственность давит, порой разрывает изнутри. И тогда может наступить усталость. Учитель погружен в работу постоянно, полностью, каждый день. Шесть уроков, которые учитель проводит ежедневно, – это вершина айсберга. А весь айсберг – это даже не тетради, которые учитель забирает домой и не подготовка к уроку, а та работа души, которую он вынужден ежедневно совершать. Когда учитель понимает, что душевные силы на исходе, он может принять решение уйти из школы. Как с этим бороться? Наверное, всё индивидуально. Общие методы не очень действенны. Хотя мы стараемся, чтобы общие праздники были ориентированы на учителя, стараемся с их помощью объединить весь коллектив. Наш первый в этом учебном году педсовет пройдет в формате тренинга. Всё-таки 1 сентября – это большой праздник для учителей, второй Новый год! А ещё это начало огромной работы души. Настоящий учитель всегда работает на износ. Поэтому хочется подзарядить хорошим настроением и позитивом всех коллег. А деловые вопросы будем решать уже на ближайшем совещании.

Несколько лет назад я была на лекции философа, профессора В.Н. Железняка. Он выстроил интересный образ, где мир и школа существуют будто бы отдельно друг от друга. Мир – это не только море возможностей, но и искушений, трудностей. И когда мир обрушивается на ребенка, порой только школа может удержать его на плаву. Так, любая трещинка, которая возникает в семье, проходит через душу ребенка. Миссия школы – помочь ему.

Перемена-Пермь: Это и определило уникальность гимназии, вектор её развития?

Е.А. Васильева: Да. Мы – семейная гимназия. И с родителями заключаем своеобразный договор: мы будем работать с ребенком, и вы будете с нами в любой ситуации. Многие ценят гимназию именно за отношения, которые мы выстраиваем между детьми, родителями, педагогами. Родители участвуют во всех событиях гимназии: от «Гимназического Арбата» до церемонии вручения наград «Чай-Ника». Кроме того, мы проводим «Битву хоров», «Танцевальный баттл» с обязательным участием родителей. Очень трогательно, когда на сцене стоит малыш с мамой или папой, но когда видишь подростка со своим родителем – это дорогого стоит! Не секрет, что именно в подростковом возрасте наступает полоса непонимания мира взрослых, в семье часто рушатся привычно выстроенные отношения «родитель-ребёнок». Мы считаем важным поддержать ребёнка в этот непростой период, помочь родителям услышать и понять своё чадо. С этой целью в гимназии успешно работает социально-психологическая служба.

У нас давно реализуется направление «Семейное чтение» (автор Мациевская В.К.), благодаря которому ребенок и его родители учатся слышать и понимать друг друга. Иногда поведение ребенка в школе и дома может сильно отличаться. Когда родитель видит своего ребенка в школе, он узнает его лучше и многое понимает, например, то, что нет ничего дороже разговоров по душам со своим ребенком.

Если же говорить об образовательном векторе, мы – многопрофильная гимназия. При этом каждый ученик может выбрать собственный образовательный маршрут. Этим определяется широкий спектр вузов, в которые поступают наши выпускники: от пермских до столичных. Направлений, которые выбирают вчерашние гимназисты, тоже огромное количество: химия, иностранные языки, астрономия, реклама – перечислять можно бесконечно. Большая часть ребят обучается на бюджетной основе. Но самое главное для нас – они делают осознанный выбор.

Перемена-Пермь: Есть ли в гимназии ребята и педагоги, которыми Вы как директор особенно гордитесь?

Е.А. Васильева: Успехи каждого гимназиста для нас – предмет гордости. У каждого есть свои достижения. И если это не высокий балл ЕГЭ, как у нашей выпускницы Жени Симановой (получившей наивысший балл по результатам ЕГЭ в Пермском крае), то это могут быть творческие, спортивные, личные достижения. Мне не стыдно за наших учеников. Иногда, правда, бывает обидно. Порой кажется, что ребенок мог бы добиться большего. Однако в любом случае в гимназии он получает необходимую закалку для дальнейшей жизни. Особый повод для гордости – это достижения наших педагогов. Среди них есть победители и лауреаты профессиональных конкурсов: и «Учитель года», и «Мужчина в образовании», и «Лучшие учителя России». Мне нравится неуспокоенность наших учителей. Среди них, например, Михаил Александрович Макаров, учитель истории, победитель Всероссийского этапа конкурса «Учитель года». В этом году он решил сам сдать ЕГЭ по истории. Остался собой недоволен: набрал «всего лишь» 99 баллов из 100. И это здорово, ведь без желания расти невозможна учительская профессия. Дополнительный предмет гордости и радости для меня как для директора – появление в коллективе молодых учителей. С каждым годом их становится всё больше. Среди них много наших выпускников: учителя английского языка, учитель химии. Конечно, мы грустим, когда уходят учителя старшего поколения, но это процесс неизбежный.

Перемена-Пермь: Елена Анатольевна, Ваши пожелания детям и учителям к 1 сентября.

Е.А. Васильева: Хочется, чтобы этот год приносил радость всем: детям – радость познания, учителям – радость отдач. Пусть в этом году каждый станет добрее и милосердней к другим. Хочется, чтобы жизнь в гимназии основывалась на важных для нас принципах: сотрудничестве, взаимодействии, креативности. И пусть в жизни каждого будет больше понимания и человечности.

Беседовала Анастасия Беломестнова