Андрей Колесников: «Учитель – вечная профессия»

13 декабря 2018 , 14:33

Трудно найти человека, знакомого со сферой образования лучше, чем руководитель педагогического вуза. На этот раз «Перемена-Пермь» встретилась с Андреем Константиновичем Колесниковым, ректором Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Перемена-Пермь: Андрей Константинович, в одном из интервью газете «Звезда» Вы дали совет: «В какой бы замечательной школе ни учились ваши дети, не забывайте о домашнем образовании!» Что Вы понимаете под домашним образованием?

Андрей Колесников: Да, я и сейчас придерживаюсь того же мнения. В 10-11 классах, когда ребята уже определяются с профессией, учитель за 45 минут урока физически не может быть интересным и будущему архитектору, и лингвисту, и инженеру... Поэтому задача развивать способности в ребенке ложится на плечи родителей. Домашнее образование в моем понимании – это углубленное изучение заинтересовавшей ребенка области вместе с ним и знакомство с профессией. Родители должны постараться показать ребенку весь мир специальности, её плюсы и минусы, познакомить с профессионалами из этой области. Тогда важнейший выбор будет наиболее осознанным.

П-П.: в последнее время всё более популярным становится семейное обучение. Что Вы думаете о таком формате получения знаний?

А.К.: Альберт Эйнштейн говорил: «Образование – это то, что остается после того, как всё выученное забыто». Разделяю мнение великого человека, но хочу добавить, что образование в школе – это не только знания, но и коммуникация с окружающими. Школа учит взаимодействовать с людьми, которые нравятся, и с теми, что не нравятся совсем. Полезный навык. В будущем он точно пригодится! Имитировать работу в коллективе на дому невозможно. Поэтому, думаю, не стоит выдергивать ребенка из школьной среды, если к этому нет медицинских противопоказаний, конечно.

П-П.: Как Вы думаете, чем отличаются первокурсники – бывшие школьники, от более опытных студентов?

А.К.: В школе как обычно бывает? Учитель показывает на доске типовую задачу – ученик решает дома подобную, сдает, получает оценку и двигается дальше. В университете так детально ничего не разжевывают. Наверное, поэтому у новоиспеченных студентов складывается иллюзия: в институте обо всём рассказывают, но ничего не спрашивают. Зато потом спросят всё! Если ты просто отсиживался на парах, возникают большие проблемы. Так что главное отличие – повышенная самостоятельность опытных студентов во всем: и в получении знаний, и в организации своей учебы.

П-П.: Андрей Константинович, Вы работаете в сфере образования. Повлияли ли Вы на выбор своего ребенка, когда он определялся с вузом?

А.К.: Я прямо не влиял, на его выбор, нет. Надеюсь, мы в семье создали все условия, чтобы сыну было легко выбирать. Делали ровно то, что я рекомендую другим. Старались показать ему как можно больше успешных и целеустремленных людей из разных сфер деятельности. Что касается самообразования, он изучал два языка, занимался музыкой и спортом. Вскоре у него появился интерес к экономической науке, и мы поддержали его. Сын поступил в Финансовую академию в Москве.

П-П.: Порой родители неохотно отпускают своих детей учиться в другие города. Что Вы думаете по этому поводу?

А.К.: Это большая проблема, тяжелое испытание для каждой семьи. Причем сложно в этой ситуации и родителям, скучающим по ребенку, и самому студенту, которому только исполнилось 18 лет. Имея небольшой опыт, он должен справляться с бытовыми трудностями, а еще хорошо учиться – это непросто. Но, честно говоря, Пермь – не тот город, из которого нужно бежать. Пермские вузы предоставляют широкий спектр специальностей, за исключением некоторых. Океанографии, например. Но ведь и океана у нас тоже нет (смеется).

П-П.: В 2016 году ПГГПУ исполнилось 95 лет. Наметились ли новые цели? Планируются ли изменения в вузе?

А.К.: Все наши планы напрямую связаны с планами Министерства науки и высшего образования РФ. Появилась идея, которая, возможно, будет реализована: создание 15 центров – городов, которые станут такими же привлекательными для абитуриентов с точки зрения образовательных возможностей, как ныне Москва и Санкт-Петербург. У руководства Пермского края есть желание попасть в этот список, а мы, ректоры пермских вузов, приложим для этого все усилия.

В нашем вузе тоже произошли изменения. На многих факультетах университета длительность обучения увеличилась с 4 до 5 лет. За это время вместо одной специальности преподавания наши выпускники получают две смежные, которые выбирают еще при поступлении: например, «Химия» и «Биология», «Информатика» и «Математика». Это делает выпускников более конкурентоспособными.

П-П.: помогает ли ПГГПУ будущему учителю найти себя? Устроиться на работу в школу?

А.К.: Конечно. Есть множество вариантов поддержки, которые предлагает наш вуз. У нас работает отдел трудоустройства: мы организуем дни встреч с работодателями, проводим педагогическую практику. ПГГПУ также следит за судьбой своих выпускников после их трудоустройства. Поэтому мы можем с точностью сказать: порядка 65% выпускников работают по специальности учителями и воспитателями, и их число растет. Также наши выпускники активно участвуют в таких программах, как «Мобильный учитель», «Сельский учитель», разработанных для поддержки небольших школ.

П-П.: Как Вы думаете, может ли профессия учителя исчезнуть в будущем?

А.К.: Нет, не исчезнет! Конечно, меняется специфика и атрибутика профессии под воздействием внешних условий. Современный учитель перестал быть единственным источником знаний. Теперь он помогает школьнику не утонуть в океане информации, учит эффективно работать с ней. Но при этом я уверен: учитель – вечная профессия.

Андрей Константинович дал советы не только абитуриентам и школьникам, но в конце беседы и начинающим журналистам: «Учитесь жить в поле разных мнений и работать с разными людьми, находить с ними общий язык – это самое ценное для журналиста». Так завершилась наша встреча с ректором ПГГПУ Андреем Константиновичем Колесниковым!

Беседовала Алина Хафизова,
юнкор гимназии №7