Анатолий Ташкинов: «Мы не ботаников готовим!»

5 октября 2018 , 14:13

16 мая 2018 года корреспонденты Пермской школьной газеты «Перемена-Пермь» побывали на интервью с ректором Пермского национального исследовательского политехнического университета, профессором, доктором физико-математических наук Анатолием Александровичем Ташкиновым. Анатолий Александрович занимает должность ректора с 2011 года. В начале мая он стал лауреатом Строгановской премии за выдающиеся достижения в области науки и техники. Нам выпала прекрасная возможность узнать всё о ПНИПУ из первых уст, поговорить о студентах и о жизненном пути Анатолия Александровича.

Дмитрий Шилов, «Перемена-Пермь»: Анатолий Александрович, как в Перми стать ректором?

Анатолий Александрович Ташкинов: Работа ректора – это то, о чём невозможно мечтать. Нужно просто довериться судьбе, она всё решит. Я в себе не вижу, честно говоря, качеств, востребованных в работе руководителя. Даже будучи профессором и защитив докторскую диссертацию, я никогда не мыслил, что займу руководящую должность, стану ректором. Моё призвание по сей день – научная деятельность и работа с молодёжью. К сожалению, времени на это вообще не остаётся.

Д.Ш.: Как проходит Ваш рабочий день?

А.А.: В полдевятого утра я всегда на работе. Заканчиваю около девяти вечера. Но часть документов, которые нужно подписать или прочитать, я забираю домой, поэтому рабочий мой день может длиться и до полуночи.

Наталья Ханова, «Перемена-Пермь»: Расскажите о своей семье. Где Вы родились, кем были Ваши родители?

А.А.: Моя мама была филологом, работала сначала в 102-й школе, потом в 108-й. Отец был инженером на «Пермнефтеоргсинтезе». Когда началось строительство нового газоперекачивающего завода, его пригласили туда работать. Сам я себя считаю пермяком, хотя в паспорте в графе «место рождения» у меня записан город Краснотурьинск Свердловской области. Папа у меня по распределению туда уезжал, а мама приехала во время беременности к нему. Там я родился и прожил ещё где-то три недели. В садик и в школу я ходил, конечно, в Перми. Учился я в 102-й школе, с огромной благодарностью вспоминаю всех педагогов. Моя учительница начальных классов Маргарита Николаевна Катаева сразу как-то правильно нас настроила. С особенной теплотой я вспоминаю нашу «математичку», которая также была моим классным руководителем, – Нину Константиновну Иноземцеву. Отличником я не был. Учился хорошо, но в аттестате было, кажется, три четвёрки. Как и многие ребята, я в детстве ходил в технические кружки, мастерил самолётики, активно занимался спортом: плаванием, лёгкой атлетикой, баскетболом, хоккеем.

Д.Ш.: А в науку вы пошли уже в студенческом возрасте?

А.А.: Да я даже не знал, что «иду в науку». Знал, что поступаю на специальность «Динамика и прочность машин», на которой достаточно много математики и физики. Готовили нас как инженеров будущего производства. Возглавил эту специальность Александр Александрович Поздеев, 35-летний доктор наук, приехавший в Пермь из Екатеринбурга. С самого начала у него были возможность и интерес создать кафедру, а на её базе – научную организацию. На втором курсе моим научным руководителем стал Юрий Викторович Соколкин. После окончания университета я 10 лет проработал научным сотрудником в Институте механики сплошных сред. Я считаю себя в большей степени механиком в области композиционных материалов и конструкций. Когда возникла проблема подготовки кадров по композиционным материалам для наших промышленных предприятий, ведущие сотрудники института были приглашены в политехнический университет. Мы создали кафедру, и так всё и закрутилось.

Валерия Весина, школа №108: Есть ли у Вас хобби?

А.А.: Конечно. Пусть очень редко, но с большой радостью я хожу на охоту и на рыбалку, в том числе недалеко от нашего комплекса.

Алена Шилова, школа 108: Каково это – быть ректором? В чём плюсы этой работы?

А.А.: На работе я много взаимодействую с людьми. У нас, скажем по правде, очень классный коллектив! Мне доставляет удовольствие встречаться с профессорами, деканами и преподавателями, отвечать на их вопросы. Каждый день я хочу убедить себя и всех, что мы делаем пусть маленький, но шаг в развитии, что мы не стоим на месте. Мы постоянно обсуждаем создание новых центров в университете, открытие новых кафедр и специальностей, нацелены только на движение вперёд. Это меня радует. Если бы этого не было, не было бы и интереса к работе. Подписывал бы только финансовые документы и всё. А интерес – именно в чувстве сопричастности.

Д.Ш.: Насколько сегодня в Перми востребовано высшее инженерное образование? Не достаточно ли среднего профессионального?

А.А.: Для меня это тоже большой вопрос. Можно сравнить соотношение числа студентов вузов на общее число населения Перми с другими крупными городами Приволжского федерального округа. По этому показателю мы занимаем последнее, 15 место. Это означает, что есть острая потребность в инженерах. В те времена, когда я учился, примерно 30% выпускников 11-х классов поступало в вузы. Не было никакого платного обучения, только бюджетное. Не прошёл по конкурсу – в армию. Потребность в рабочих кадрах, в специалистах среднего звена тоже очень остра, об этом говорят сами представители предприятий. К примеру, в Екатеринбурге только 25% выпускников школ идут в средние профессиональные заведения, там ещё больше ощущается нехватка рабочих. Как найти баланс между средним и высшим образованием, сказать трудно. Однако доля людей, готовых освоить программу вузов, не изменилась – порядка 60% от общего числа учеников.

Алёна Шилова: Кто приходит к вам учиться? Снизилось ли «качество» абитуриентов?

А.А.: Знаете, часто говорят, что «раньше трава была зеленее». Я бы не сказал, что качество школьного образования катастрофически падает. Уровень поступающих мы проверяем в начале учебного года входным контролем. Преподаватели понимают уровень студентов и могут улучшить качество подготовки, уделяя больше внимания тем или иным аспектам. Мы точно не преследуем цели принять как можно больше «платников». Она нам даже экономически невыгодна: государство платит за бюджетника примерно столько же, сколько платят за обучение контрактники. В той ситуации, когда в отдельных школах ЕГЭ по физике сдают лишь 25% выпускников, у нас резко сужается возможность приёма на инженерные специальности. Поэтому нам гораздо интереснее принять на бюджетные места мотивированных ребят.

Д.Ш.: Как так получилось, что гуманитарный факультет, скорее непрофильный для ПНИПУ, обгоняет по некоторым показателям соответствующие специальности классического университета и других вузов?

А.А.: Мы предъявляем высокие требования к нашим профессорам и преподавателям. Вот инженер должен знать иностранный язык? Должен. В странах Европы все дети наравне с родным языком учат английский, и на выпуске из школы могут учиться и работать где угодно. Наша кафедра иностранных языков – достаточно продвинутая и очень известная в России. Здесь проходит много защит кандидатских и докторских работ. Экономисты у нас тоже были всегда. В своё время мы готовили кадры для конкретных отраслей, допустим, по специальности «Экономика и управление в машиностроении». Выпускали инженеров-экономистов, изучавших не только экономику, но и технологии машиностроения, начертательную геометрию и т.д. Это было хорошим преимуществом для ребят. В этом смысле мы обеспечивали практикоориентированную подготовку. Сейчас подобные специальности у нас тоже есть, например, «Экономика в нефтегазовой отрасли». Проблема в том, что у нас то есть бюджетные места на «непрофильные» направления подготовки, то их нет. Заявку мы подаём постоянно. Лет 5 назад по всем этим направлениям были места, а в позапрошлом году не было ни одного. Однако качество образования всё равно мотивирует абитуриентов поступать к нам, даже на платное отделение. К примеру, прошлым летом баллы поступающих на нашу кафедру иностранных языков были выше, чем у факультета современных иностранных языков и литератур ПГНИУ.

Д.Ш.: Чем отличается подготовка студентов по техническим специальностям в ПНИПУ?

А.А.: Инженерной направленностью. Физики и математики ПГНПИУ – в большей степени фундаментальщики. В своё время в СССР фундаментальная наука была основой генерации новых научных знаний. Политех же всегда давал возможность больше заниматься инженерными, прикладными исследованиями. Сегодня в этих направлениях, к сожалению для науки, более востребована у ребят именно практика. Поэтому практикоориентированных специальностей у нас в принципе больше.

Александра Георгина, ПТПТД: Есть ли среди ваших студентов иностранцы?

А.А.: Примерно 300 студентов из разных стран мира. На горно-нефтяном факультете есть целые группы иностранных студентов. Ещё 250 иностранцев занимаются у нас на годовых подготовительных курсах, осваивают основы русского языка и предметы будущей своей специальности на русском языке. Примерно половина из них выбирает наш вуз, остальные уходят в другие учебные заведения. Трудоустраиваются в Перми лишь единицы иностранцев – у них ведь виза учебная.

Валерия Весина: Что Вы посоветуете школьникам, которые планируют связать свою жизнь с инженерией?

А.А.: Мы работаем примерно с 20-ю школами города, привлекаем ребят с 7-го класса к участию в наших мероприятиях. Мы понимаем, что если школьник во время учёбы не проникся интересом к физике, а потом в 10-м классе внезапно понял, что ему надо ЕГЭ сдавать, это будет очень трудно. У детей должен быть как можно раньше сформирован интерес к поступлению, и мы готовы им в этом помогать. Нынче мы начисляли дополнительные баллы участникам наших внутренних конкурсов научно-технических разработок, олимпиад, конференций, проектов и т.д.

Юлия Шишигина, Кондратовская СОШ: Обязательно ли студенту заниматься наукой? Что она даёт учебному процессу?

А.А.: Попробовать стоит. Не столь важно, будет ли молодой человек в дальнейшем заниматься наукой. Именно во взаимодействии преподавателей и студентов не только на лекциях обучение идёт лучше всего. Просто прочитать учебник или пройти онлайн-курс недостаточно. Для нас важна мотивация студентов. Конечно, у нас есть студенты, успешно проявляющие себя в творческих направлениях – тот же Борис Мильграм, главный режиссёр «Театр-Театр», окончил наш в то время институт и даже защитил кандидатскую в области химической технологии. Творческое начало для нас тоже очень важно, мы же не «ботаников» готовим. Наши преподаватели не просто дают знания – мы приучаем людей учиться.

А.Ш.: Какими будут «профессии будущего»?

А.А.: Трудно загадывать даже на 10 лет вперёд. На следующий год мы откроём приём и начнём готовить, например, специалистов по наноматериалам и робототехников. Наноматериалы уже изучаются у нас на разных специальностях, это не совсем новинка. Врачей и педагогов, конечно, готовить не будем, атомная энергетика – тоже не про нас. Мы ориентируемся на потребности промышленности нашего региона, активно работаем с предприятиями, которые нам помогают не только в ремонте аудиторий или приобретении оборудования, но и знакомятся заранее с будущими своими сотрудниками.

Д.Ш.: Получается такой полный образовательный курс: вы заранее работаете со школьниками, готовите их к вузу, в вузе они проходят подготовку к профессии и, наконец, выходят на предприятие полноценными специалистами, правильно?

А.А.: Да, мы чувствуем, что ребятам именно это интересно. Среди всех вузов Пермского края у ПНИПУ самый большой целевой набор.

Николай Алексеевич Шевелёв, первый проректор ПНИПУ: А конкурс по целевым местам в прошлом году у нас оказался выше, чем общий конкурс.

Д.Ш.: То есть предприятие рекомендует школьника, он приходит к вам поступать и может не попасть?

Н.А.: Конечно, может. Конкурс – это обязательное условие. За место надо биться. Причём битва начинается не в стенах университета, а на уровне предприятия, когда на том же «Авиадвигателе» на 39 мест целевого набора претендентов может оказаться 70 и больше. Главное, не запутаться – когда человек отдаёт оригиналы документов нам или кому-либо ещё, он не может подать документы в другие учебные заведения. Сведения о целевом наборе фиксируются документально и публикуются на сайте, а договоры на обучение размещаются в специальной федеральной базе. Оно и хорошо, система выстроена прозрачно – все всё видят и знают свою позицию в конкурсе. Но в оформлении и подаче документов надо быть предельно внимательным.

А.А.: Вообще, многие наши программы сейчас заточены на магистратуру. Бакалавриат – это лишь база, как 9 классов школы.

Д.Ш.: Почему именно магистратура?

А.А.: Магистерские программы можно менять оперативно, в соответствии с веяниями времени. Выпустили 2-3 курса, подготовили необходимое количество востребованных специалистов, «насытили» рынок и пошли дальше. В прошлом году, например, мы открыли новую магистерскую программу «Подземное и городское строительство» направления «Геотехника». Существует миф, будто бы в Перми метро построить нельзя. Что значит нельзя? Где-то нельзя, а где-то можно. Надо просто исследовать этот вопрос. Если мы будем, не глядя, ломиться, то, конечно, наделаем делов.

Н.Х.: Как университет интегрирован в жизнь города Перми?

А.А.: Прежде всего, мы готовим кадры для наших предприятий. В их жизнь ПНИПУ интегрирован через участие в научных исследованиях. В отличие от других университетов, в том числе пермских, мы имеем много заказов от наших промышленных предприятий на инженерные разработки. Кроме того, мы – крупные работодатели и налогоплательщики. Те три тысячи человек, которые работают у нас и в наших филиалах, обеспечены условиями для саморазвития. Люди, участвующие в научных исследованиях, получают достойную заработную плату. Наш кампус также является значительной частью города, мы стремимся его развивать. Там ведь не только учебные корпуса и общежития: есть технопарк, студенческий бизнес-инкубатор и т.д. Мы стараемся стать студенческим межвузовским центром. Новый для нас проект, реализуемый федеральным Министерством образования и науки – «Вузы как центры пространства создания инноваций». Мы действительно считаем себя центром инноваций региона, но не соперничаем при этом с нашими предприятиями в части производства продукции. Наши патенты и инновационные разработки не просто витают в воздухе, а находят реальное применение на предприятиях. И потом – мы ведь самый большой университет. Поэтому в студенческом пространстве мы также занимаем одно из ведущих мест, участвуя во всех межвузовских мероприятиях и находясь на виду. Нам как вузу повезло, что мы находимся в Пермском крае – территории повышенного качества обучения в школе и высокого качества обучения в университетах.

Как отмечают дети, время на интервью с ректором пролетело незаметно. Беседа была не только увлекательной, но и полезной для будущих абитуриентов. Анатолий Александрович, сделав с нами общее фото, так резюмировал беседу: «Поступайте в Политех – это технология успеха!».

Беседу вели Наталья Ханова, Дмитрий Шилов, Александра Георгина, Алёна Шилова, Валерия Весина, Юлия Шишигина

Материал подготовил Дмитрий Шилов