Анатолий Чепурин: "Оставаться верным детству можно всегда"

31 октября 2018 , 14:26

Новый директор лицея №2 Анатолий Викторович Чепурин ответил на вопросы газеты "Перемена-Пермь" в рубрике "Наедине с директором". На встречу Анатолий Викторович надел бабочку и сказал, что "каждый день его жизни, а особенно день встречи с "Переменой-Пермь" - праздник". Он рассказал о своем творческом пути, молодой семье и огромной любви к своему делу и людям, которые его окружают.

Анатолий Викторович, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в этой сфере, во втором лицее?

Ещё со школьной скамьи мне было интересно организовывать ребят на свершения и подвиги. У нас в Соликамске функционировали лагеря для активистов: «Современник» и «Надежда». В нашем классе была очень активная команда. Мы были не только участниками лагеря, но и воспитателями, вожатыми. И когда я окончил 11 классов, получил золотую медаль, вопроса о том, куда поступать, не возникло. И я поступил в наш Соликамский Государственный педагогический институт на учителя математики.

На третьем курсе я уже преподавал: работал в школе учителем информатики, поэтому, мысли о том, что по окончанию института я пойду работать в другое место, даже не возникало.

В 1999 г. я устроился в родную школу педагогом-организатором. Затем мне поступило предложение стать заместителем по воспитательной работе, а через 5 лет – заместителем по учебно-воспитательной работе. А потом нашего директора назначили начальником управления образования, а мне предложили быть директором нашей школы. Пять лет я отработал в должности директора в родной школе. После чего поступило предложение возглавить второй лицей.

Как почувствовать, что шанс, который Вам дан – это именно Ваш шанс? Что именно за него нужно было хвататься, а не упускать?

Любое ваше решение является правильным. Вы никогда не знаете, что будет или было бы, если бы вы поступили по-другому. Это как прыжок с тарзанки. Когда я первый раз прыгал с тарзанки, я понял, что здесь самое главное – принять решение. Потому что когда ты его уже принял, ты получаешь такое удовольствие! И думаешь, что лишился бы этих эмоций и этих впечатлений в ином случае. Так же и в работе: нужно просто принять решение. Будет тяжело, но тяжело будет на любом пути.

А почему Вы выбрали именно эту область? Ведь есть множество других областей, где могли бы пригодиться организаторские способности.

Это самая благодатная почва. Потому что дети - это светлые, неиспорченные люди. Все дети абсолютно. Когда ты работаешь со взрослыми людьми, ты работаешь со сформированными личностями. А здесь у тебя определённая миссия: сделать мир лучше, сделать детство счастливее. Даже в 10-11 классах с детьми в нашем учреждении происходят кардинальные перемены. Мы их не переделываем, но мы даём им возможности для развития, для реализации себя и проявления своих возможностей.

Вы любите детей?

Любовь многолика. Своего ребёнка я люблю одной любовью. Учеников я тоже люблю, но несколько иначе. Быть может, я просто люблю детство, как светлый этап нашей жизни, когда ты ещё веришь в чудеса, когда тебе кажется, что ты на всё способен. Потому что потом, когда ты уходишь из этого периода, жизнь начинает строить тебя, и ты начинаешь меняться. Но в детстве ты – необработанный бриллиант, и у этого бриллианта нет границ.

Есть ли счастливые люди, которые никогда не обретают границ?

Сложно не соответствовать границам, живя в обществе. Потому что общество будет выталкивать тебя из своего круга. Но оставаться верным детству, нашему внутреннему ощущению детства, можно всегда. Когда мы становимся родителями – а я молодой родитель, моему ребёнку только годик и два месяца – у тебя заново разгорается это внутреннее ощущение.

Что такое для Вас сейчас образовательная среда в Вашем учебном заведении?

Есть материальная среда – оборудование, техника…конечно, в современном образовании без современного оборудования нельзя. Но с точки зрения воспитания, самой важной составляющей образовательной среды являются человеческие отношения. Мы должны чётко понимать, что отношения между учителем и учеником всегда есть и они как формируют личность школьника, так и изменяют личность учителя. Важно научиться управлять этими отношениями. Чем конструктивнее, доброжелательнее, сердечнее эти отношения в учреждении, тем больше возможностей для развития каждого.

Ещё один важный момент в этом вопросе – это события. Основная цель образовательного процесса заключается в том, чтобы выпускники с теплом вспоминали о годах, проведённых в школе. О нашем образовании плохо говорят те, кого недолюбили в школе, кто не получил этого заряда позитивной энергии в своей школьной жизни. Поэтому у образовательной среды есть две составляющих – отношения и события. Чем добрее отношения и чем ярче события, тем образовательная среда лучше.

Как генерировать эту любовь? Это же большой труд, особенно, когда дело касается не самых близких людей.

Нужно просто любить жизнь. Зачастую мы хотим чего-то в этой жизни, но боимся. А что у нас получается лучше всего: то, чего мы боимся или то, что мы любим делать? Конечно, то, что любим. Поэтому здесь моя миссия как руководителя педагогического коллектива – заразить коллектив любовью к жизни.

Должны ли у школы в таком случае быть какие-то функции, кроме образовательной?

Школа – это единственный институт, через который проходят все. Только школа формирует будущие нации. Если мы отстраняемся от каких-то позиций, мы упускаем наше будущее. Средства массовой информации возникают в нашей жизни случайно и периодично, а в школьную атмосферу ребёнок погружён постоянно. Если это воздействие будет сильнее СМИ, мы вытащим нашу нацию на новый уровень. Естественно, должна быть мотивация для работников этой сферы. Но это не самое главное. Ты должен быть носителем ценности для всей нации – вот, что важно.

Материальная база школы играет большую роль в образовательном процессе или это уже - второстепенное?

Без современной инфраструктуры невозможно современное образование. В разрушенном классе, где будут построены хорошие отношения, мы воспитаем порядочных людей, но они не будут готовыми действовать в современной информационной среде. Поэтому в учебном пространстве обязательно должны соблюдаться эстетические нормы. Если школьнику приятно находиться в школьной столовой, он придет в городское кафе, и ему будет понятно, как себя там вести. Эти вещи можно менять. А вот изменить отношения – это сложнее, и тут нет универсального рецепта. И это зависит уже от конкретных личностей, которые со своих мест доносят информацию до учеников.

В таком случае, какое участие должны принимать в образовательном процессе родители? И должны ли вообще?

Родители не должны мешать творчеству учителя. У них может быть соответствующее образование, но вмешиваться в творчество, я думаю, некорректно. Сложно оценить качество проведения уроков по вырванному из системы фрагменту. Мы сторонники открытости образования, и у родителей есть возможность наблюдать за тем, как ведутся уроки. Самая главная функция родителей в образовании – это, во-первых, формирование доверия к педагогическим работникам и поддержание авторитета учителя в глазах ребёнка. Без этого невозможен результат. Даже если учитель не прав, родитель не имеет права разрушить веру в то, что в школе ребёнка научат. Все вопросы можно разрешить, не вмешивая туда детей. Например, я категорически против репетиторства. Потому что таким образом ребёнку показывают, что школа не способна его научить. Одно дело, когда к репетитору идут за повышением уровня, если в школе уже достигнут максимальный, но чаще всего, ситуация обратная.

Учащиеся лицея №2 настроены на получение высшего образования, так как это – лицей при университете?

В обычных школах нет таких возможностей для разворачивания образовательных проектов. У нас реализованы все профили обучения. Ты можешь начать работать в одном направлении, понять, что это не твоё, и продолжить в другом. И тебе не нужно уходить из этого учебного заведения, а всего лишь откорректировать учебный план.

Университет – наш стратегический партнёр, но, по большому счёту, мы автономны. Мы разрабатываем программу, связанную с непрерывностью образования: профиль – кафедра ВУЗа – стратегический партнёр. Чтобы, учась в лицее, школьник понимал, что его ожидает в ВУЗе, и куда он в итоге может попасть, получив это образование. Это можно назвать практикоориентированностью, связанностью с жизнью. Но наши ученики поступают не только в классический университет. Наша задача – стать друзьями и партнёрами и с другими высшими учебными заведениями.

А в чём состоит ваша помощь в самоопределении школьников, за исключением предоставления выбора?

Это хорошо отработанная система тьюторства. Если в любом учебном заведении на 25 детей приходится один классный руководитель, то здесь на 25 детей приходятся три сотрудника: один классный руководитель и два тьютора. В ходе бесед, профессиональных проб и практик идёт сопровождение ребёнка, выбор темы исследовательской работы, где он углубляется в процесс и пробует себя в этом направлении. Основная задача учебного заведения – дать возможность ребёнку попробовать всё. Потому что решения дети должны принимать на основе своего мнения, а не мнения родителей, СМИ и потенциальных работодателей. Дети должны прислушаться к своему внутреннему ощущению, а оно формируется только в деятельности. Поэтому, чем больше видов деятельности, в которую погружены школьники, чем больше у неё партнёров, тем качественнее процесс самоопределения.

Дарья Давыдова