"СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЯЖЕЛО ПРОБИТЬСЯ К ЧИТАТЕЛЮ"

20 ноября 2020 , 09:12

30 октября в рамках фестиваля детской прессы «Медиаход» в Доме учителя состоялась встреча клуба «Пишут учителя». На ней присутствовали не только пермские педагоги (участники клуба), но и приезжие журналисты из Калининграда, Москвы, Казани, Тольятти.

 

Модератором мероприятия выступила Елена Усачёва – писатель, журналист, сценарист, член московской организации Союза писателей России.

 

 

Елена обсудила с учителями проблему роли детских журналов и книг в современном мире. Не секрет, что литературу до определённого возраста детям покупают родители. На чём основывается их выбор? Исходя из наблюдений Елены Усачёвой, «родители покупают детям те книги и журналы, на которых выросли сами. Поэтому, когда книжная палата составляет списки самых тиражируемых и продаваемых детских книг, там всегда есть Пушкин, Степанов, Чуковский и Маршак». По словам писательницы, «читательский срок ребёнка очень короток: он начинает читать самостоятельно лет в 8, дальше с 11 до 13 лет активно читает приключения, фантастику, а в 14–15 уже уходит во взрослую литературу. Получается, что период, когда мы можем обратиться к нему, предложив ему современную литературу, очень мал, потому что большую часть времени занимают те произведения, которые ребёнку советуют родители, библиотекари, школьная программа».

 

 

В современном мире проблема заключается в том, что родителям в советских школах твердили: «Вы обязаны знать классиков. Вы должны читать русскую литературу». Воспитанные в довольно жёстких условиях, сейчас родители боятся экспериментировать. В итоге всё превращается в домино: мамы и папы покупают своим детям литературу, на которой они выросли сами («Ну хорошими же людьми выросли!»), поэтому, как признаётся Елена Усачёва, «современной литературе на современном языке, которая близка ребёнку, очень тяжело пробиться к читателю».

 

 

«Журналы, газеты – эхо советской системы, пропаганды, поэтапного взросления читателя и писателя в определённой структуре. Есть журналы, созданные по старому образцу, где мы имеем рассказы, стихи, иллюстрации, письма читателей, вопросы, ответы, кроссворды, викторины, – это одна половина истории. Другая половина направлена уже на современность. Это журналы, у которых чаще всего куплены лицензии на мультфильмы (например, про Микки-Мауса). В них упор больше делается на развлечения. Детей интересует не сам журнал, а дополнительный элемент: либо они собирают игрушку Бабы Яги в течение нескольких номеров, либо зеркальце принцессы. То есть ребёнку покупают издание, он достаёт игрушку, а сам журнал выбрасывает», – рассказывает писатель.

 

Поэтому важно подходить к выбору грамотно, давать ребёнку современную литературу, на «современном языке», ведь именно чтение дает возможность развиваться, узнавать новое, примерять на себя различные ситуации и извлекать из них бесценный опыт, развивать воображение и язык.

 

Екатерина Онянова