Поколения Z, Y и X: как найти общий язык?

4 ноября 2018 , 09:35

Школа объединяет представителей разных поколений. Учителя, родители, дети… Как найти общий язык друг с другом? Разбирались участники медиадискуссии, которая прошла 25 октября 2018 г. в лицее №2.

Инициатором встречи выступил центр «Современное образование», который за учебный год посещают сотни пермских школьников. Здесь их готовят к сдаче ЕГЭ и ОГЭ лучшие педагоги Перми. Уж они-то понимают сегодняшнюю молодёжь! «Перемена-Пермь» совместно с командой «Современного образования» провела анкетирование 200 учащихся 11 классов из гимназии №5, лицеев №№ 2 и 8. Мы изучали готовность ребят к сдаче выпускных экзаменов и выбору будущей профессии. Результаты анкетирования будут переданы родителям учащихся на собраниях с 20 по 25 ноября. В преддверии этих мероприятий мы решили поговорить о поколениях и их особенностях.

 

Наталья Валерьевна Полыгалова, учредитель «Современного образования»: 

Теория поколений возникла в 90-х годах в США. Исследователи пришли к выводу о том, что есть определённые поведенческие черты, присущие каждому поколению. Людей, рождённых с 1942 по 1962 год, называют «бэбибумеры». Они родились во время войны или после неё, когда был зафиксирован бум рождаемости. Интересы общества для людей этого поколения всегда были выше интересов семьи. Они считали, что главное для них – восстановить страну. Их дети –X, рождённые примерно с 1962 по 1982 год. Нередко это несчастные люди: с раннего детства они были предоставлены сами себе, ведь их родители постоянно пропадали на работе. Недолюбленные X обрушили свою любовь на Y, которые родились примерно с 1982 по 2002 год. Наконец, поколение Z – рождённые после 2002 года. Есть такая точка зрения, что главная ценность для Y и Z – это удовольствие и счастье. Если мы, старшее поколение, хотим обратиться к младшему, нужно очень чётко отвечать на вопрос: «Зачем?». «Надо, иди» – философия X, у молодёжи «надо» отсутствует.

 

 

 

Елизавета Юрьевна Селина, родитель ученика лицея №2: 

Я всё думала, почему дети, рождённые от одних родителей, растущие в одной семье с одинаковыми ценностями и требованиями, иногда будто с разных планет. Сейчас у меня открылись глаза! Согласна с идеей об удовольствии и счастье как главных приоритетах нового поколения. Мой средний сын учится в гимназии №7. Пару лет назад в начале учебного года нам говорили: ребёнок должен быть успешным. Сегодня же говорят, что он должен быть счастливым.

 

 

 

 

 

 

 

Анатолий Викторович Чепурин, директор лицея №2: 

Поделюсь своими историями. Однажды моя коллега с мамой выбирали холодильник. Мама – из поколения «бэбибумеров», дочь – X. Пришли в магазин, выбрали с системой nofrost и… мама отказалась. В её поведении есть определенная традиция – мыть холодильник. Она не готова отказаться от этого. Другая история. Моей дочке год и 3 месяца. Я поражаюсь, как она ходит и разговаривает с системой Siri в телефоне. Дочь понимает принцип действия, скоро она начнёт давать команды этой системе.

В чем отличие поколений? Мы по-разному работаем с источниками информации. Раньше не было интернета, информацию мы добывали в библиотеке, потом учили. Сейчас нет необходимости в запоминании. Бесполезно заставлять школьников учить определение, ведь они могут быстро найти его и прочитать. Моя задача – не заставить выучить, а дать новую технологию запоминания информации как инструмент.

 

 

 

Марина Геннадьевна Сорокина, учредитель «Современного образования»: Мы обсуждаем, как надо учить детей. Давайте спросим их, какие методы им подходят, а что делать не надо?

 

Никита Ануфриев, ученик лицея №8: 

Мы не любим, когда нас заставляют учить то, что не нравится. Если склад ума гуманитарный, учить надо русскому языку и литературе. В нашей школе есть разделение на три потока: естественнонаучный, гуманитарный и математический.

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Моргачев, ученик лицея №8: 

Личность человека многогранна, каждый индивидуален. Удобнее подбирать вариант, который ученику по душе, занятие любимым делом. Например, я умею грамотно писать и говорить, но слишком глубокое погружение в русский язык мне не нужно. Мне бы хотелось углублённо изучать другие науки, полезные для моего будущего.

 

 

 

 

 

 

 

Егор Гомзяков, ученик гимназии №5: 

Мне кажется, для нас все предметы важны. Мы должны в равной степени изучать их. Как заставить учить? Надо уметь мотивировать нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александра Олешковская, ученица гимназии №5: 

Советское образование было очень хорошим, потому что не было разделения по профилям и такого огромного количества профессий, как сейчас. Те, кто учился по этой системе, обладают более широким кругозором, чем молодёжь. Мне кажется, сейчас мы не можем понять, что нам нужно и зачем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Галина Федоровна Баяндина, учитель гимназии №5: 

Многие ребята даже к окончанию школы не могут определить, куда поступать. Недавно моя выпускница поступила в Москву на специальность «Реклама и связи с общественностью», но забрала оттуда документы. Хочет поступать в Высшую школу экономики, а там нужна математика (профиль). Теперь девушка занимается математикой углублённо.

 

 

 

 

 

 

Ксения Сироткина, ученица гимназии №5: 

Как можно знать, куда поступать, если предметов других не изучал? Я считаю, что все предметы надо изучать на одном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марина Сорокина: Ребята, а кому больше будете доверять: учителю в возрасте или молодому?

Данил Селин, ученик лицея №2: Я – возрастному учителю. У него больше опыта. Он знает, как готовить к ЕГЭ – столько ребят уже выпустил!

Наталья Полыгалова: Учитель уже не источник знаний. Он – организатор процесса, наставник и человек, задающий вектор в образовательном маршруте. А из какого поколения ученик и учитель – вопрос важный, но не главный. Зная теорию поколений, ты легче находишь общий язык с учениками. Советую всем взять её на вооружение!

Записала Елена Никулина