«В детстве многие играли в школу. Я всё время была учительницей», - Надежда Нестеркина, педагог лицея №4

27 декабря 2019 , 16:55

Накануне участники Детского информационного агентства газеты «Перемена-Пермь» взяли интервью у молодых педагогов с целью узнать как можно больше о их жизни, взглядах и профессиональной деятельности. За время разговора нам удалось затронуть темы сложности преподавания, отношений с учениками и родителями, школьной формы и проблем системы образования.

 

«В детстве многие играли в школу. Я все время была учительницей, и, как я люблю говорить, заигралась», – рассказывает о себе Надежда Александровна Нестёркина, учитель русского языка и литературы 4-го лицея города Перми.

 

Надежда Александровна работает в школе уже 8-й год – за это время она успела взять на классное руководство 2 класса. В профессию Надежда Александровна пришла осознано, окончила педагогический университет. Признаётся, что в начале пути даже боялась детей, но позже привыкла к работе. Сейчас, помимо ведения уроков, Надежда Александровна занимается ведением лицейского пресс-центра и организацией новогоднего бала.

 

По словам Надежды Александровны, самое сложное в профессии – общение с детьми и родителями. Особенно трудно иметь дело с подростками – возраст хоть и интересный, но очень сложный. Надежда Александровна говорит, что всё-таки дружит с детьми, но, несмотря на это, конфликты случаются. У некоторых детей есть привычка необоснованно «наговаривать» на учителей, обвинять их в предвзятом отношении. В таких случаях родители всегда встают на сторону детей.

 

Естественно, такая несправедливость часто вызывала стресс и даже желание уволиться, но останавливали в таких ситуациях, в первую очередь, дети, а также осознание того, что в случае увольнения коллегам будет ещё сложнее справляться со всем объёмом учительской работы. Кроме того, Надежду Александровну утомляют постоянная необходимость готовить для каждого класса какой-то новый и интересный материал и загруженный рабочий день. Спасает то, школьная жизнь не кажется молодому педагогу скучной – в лицее постоянно проходят различные мероприятия.

 

«Я строгая учительница, но справедливая. Я их приучаю детей делать всё вовремя».

 

О своих старших коллегах Надежда Александровна говорит, что они гораздо более требовательны к ученикам, и, тем самым, зачастую их отпугивают. Помимо этого, есть учителя, которые недовольны своей работой, и это сказывается на их отношениях с учениками. Такое поведение Надежда Александровна не поддерживает.

 

Молодой педагог стремится быть авторитетом для учеников, человеком, к которому можно обратиться за помощью и советом. В её практике были случаи, когда общение с выпускниками перерастали в дружбу.

 

Про обсуждение учеников с коллегами педагог высказывается так: иногда обсуждать учащихся необходимо, это способствует повышению эффективности образовательного процесса. Однако осуждение бессмысленно с точки зрения продуктивности. Разговоры учеников о учителях она считает естественным явлением, но не находит уместным учувствовать в них. «Раньше мне было непонятно, почему меня обсуждают. Но я смирилась с тем, что обсуждать будут всегда».

 

Так как Надежда Александровна преподаёт литературу, мы не упустили возможности спросить её о том, каких принципов преподавания она придерживается: «Если в произведение заложены общекультурные ценности, то я говорю о них, но с оговоркой, что это мнение автора, и вы можете не согласиться с ним. Я стараюсь не высказывать своё мнение о произведениях. Мы проводим дискуссии».

 

Главным недостатком системы образования Надежда Александровна считает излишнюю документацию, на которую уходит много сил и времени, но которая по большей части бессмысленна. Другая важная проблема – необходимость поднятия престижа и материального обеспечения профессии. Это решило бы проблему неквалифицированных специалистов, постоянной смены кадров и недостатка учителей в школах.

 

Надежда Александровна отмечает новые тенденции развития школ. Например, сейчас более мягкими становятся критерии школьной формы, поэтому иногда строгим дресс-кодом можно пренебречь во имя комфорта. Электронный журнал, по словам молодой преподавательницы, упрощает жизнь, учителям выдают персональные ноутбуки, стало удобнее оповещать родителей сообщением, а не звонком.

 

Педагогика – дело всей жизни? Надежда Александровна признается, что для неё это не совсем так. Тем не менее, она считает преподавание благородным и важным делом. Она также уверена, что молодое поколение относится к учителям с большим пониманием, и что скоро волна привычного негатива уйдет.

 

Алёна Черенёва,
юнкор Детского информационного агентства,
школа №59 г. Перми