«Если нужно что-то сделать – сделай сам, и сделай это хорошо», – комиксист Константин Дубков (г. Екатеринбург)

9 декабря 2019 , 12:20

15 ноября 2019 года в Доме учителяг. Перми в формате так называемого "круглого стола" прошла пресс-конференция с художником-комиксистом Константином Дубковым. В ходе этой конференции её участники, юнкоры школьной городской газеты «Перемена-Пермь», а также её директор по развитию Дмитрий Шилов долго обсуждали тему комиксов. Члены пресс-конференции наперебой задавали вопросы и получали соответствующие ответы.

 

Начнем с определений. Комикс – это серия рисунков с текстом, образующая связное повествование юмористического или приключенческого характера. Комиксы и манга в России набирают всё большую популярность. Интерес к ним подогревается многочисленными экранизациями, фестивалями, а также широким распространением бумажных изданий и их электронных аналогов. Отечественные авторы пока не пользуются большой популярностью, но есть надежда, что в скором времени ситуация изменится.

 

Наш спикер Константин работает в Уральском комикс-центре – издательстве, открытом в июне 2015 года. Оно занимается изданием и продвижением уральских авторских комиксов, поддерживает авторов на конвентах и фестивалях, печатает малыми и не очень тиражами комиксы, открытки, плакаты, закладки и прочую востребованную атрибутику, а также постоянно ищет новые таланты.

 

Константин, автор комиксов «Семьи детям», «За подвесками», «Админ» и многих других, творец международного проекта «Ёжик», не только рисует комиксы, но и проводит мастер-классы для школьников, учит их работать в графических редакторах, придумывать сюжеты, отрисовывать детали.

 

Наша команда под руководством Дмитрия Шилова проводила интервью с Константином. Вот что из этого вышло:

– Здравствуйте, Константин, расскажите нам о себе. Сколько вам лет, есть ли у вас художественное образование?

– Всем доброго вечера! Кто еще не знает, то меня зовут Константин, мне 43 года. Художественного образования не имею. Комиксами занимаюсь около 19 лет.

 

– С чего началось ваше увлечение комиксами/мангой? Был ли какой-то комикс, который вдохновил вас на создание собственного?

– В детстве, когда мне было то ли 11, то ли 12 лет, меня очень впечатляли рисунки моего одноклассника. Он первым начал рисовать комиксы в тетрадке. Я подражал ему, поэтому мой первый комикс был полностью срисован с его. Потом я начал придумывать свои истории. Серьёзно заниматься своим делом я принялся в 2000 году. Сначала это были простенькие задачки, какое-то соединение точек, потом постепенно это стало перерастать во что-то большее. За два года у меня вышло около 82 выпусков.

 

Комикс, который первым вдохновил меня, назывался «Black Cat». Затем я увидел книгу Юлии Никитиной «Полуночная земля». После её прочтения захотелось научиться рисовать свои иллюстрации так же здорово, как она».

 

– Почему Вы выбрали для себя именно создание комиксов, а не, допустим, написание рассказов или что-то другое? Чем Вас так привлекает это направление?

– Потому что мне нравится не только рассказывать истории, но и рисовать! Комикс — вид искусства уникальный и интересный. Комиксист должен быть и писателем, и художником, и даже, в некотором роде, оператором. Книги всегда оставляют пространство для фантазии, сколь бы тщательно автор ни описывал персонажей или их окружение – очень многое достраивается воображением читающего. Комикс же показывает то, что творится в голове автора более ясно и определённо: мы видим героев такими, какими они и были задуманы, их мир выглядит именно так, как автор пожелал. Это более короткий путь между воображением художника и читателем. Это вовсе не значит, что комиксы я люблю больше книг. Просто для того, чтобы рассказать небольшую придуманную историю, мне интереснее пользоваться не только словами, но и рисунками.

 

– Читали ли Вы комиксы/мангу в детстве? Увлекались ли мультфильмами/фильмами по комиксам?

– Мангу в детстве я не читал, так как её не было – магазины начали завозить её, когда я стал чуточку постарше. Интернет появился уже после того, как я обратил свой взор на мир чёрно-белых историй. Из того, что у меня было под рукой – журнал Marvel «Человек-паук» со своего рода комиксами-фотографиями о похождении любимца каждого мальчишки и не только. И ещё пара номеров русских журналов.

 

– Для Вас рисование комиксов – просто хобби? Или Вы всерьёз связали жизнь с этим занятием?

– Комиксы для меня – это стиль жизни. Да, бывают переломные моменты, когда хочется всё бросить. Но спустя время руки сами «просятся» рисовать и творить.

 

– Что для Вас важнее в комиксе: динамичный сюжет или качественное и красивое изображение?

– Честно говоря, для меня в одинаковой степени важны обе составляющие. Ну, может быть 40 на 60 процентов в пользу сюжета. Хоть я и визуал, но как бы хорошо ни была нарисована история, если она неинтересная, я не буду её долго читать. С другой стороны, если история захватывает сюжетными поворотами, однако графика не всегда показывает момент в нужном виде или неправильно передаёт ситуацию в целом, то это тоже печально. На мой взгляд, должна быть золотая середина.

 

– Нравятся ли Вам комиксы про супергероев? Если да, то Вам больше по душе DC или Marvel? И почему?

– Нравились раньше, сейчас читаю мангу. Мне сложно сравнивать Marvel и DC. У DC потрясающе проработаны сюжеты и атмосфера. У Marvel интересны идеи мутации и генетических экспериментов, персонажи (Человек-паук, Железный человек и др.) вызывают больше положительных эмоций и сопереживания, чем у DС.

 

– Есть ли принципиальная разница между веб-комиксами и теми, что издаются на бумаге?

– Разница, на самом деле, огромна. Веб-комикс может быть любого формата, может содержать даже анимацию или предполагать интерактивность. Чаще всего такие комиксы выходят постранично, раз в день или раз в неделю, эпизодами или частями. С бумажными книгами комиксов, если говорить о многостраничных историях, всё по-другому. Например, художник организовывает композицию на развороте сразу двух страниц. Он может закончить страницу на неожиданном моменте, чтобы читатель лихорадочно спешил перевернуть её и увидеть продолжение. Художник видит, где делать акценты и паузы. А ещё книга материальна, у неё есть вес, цвет, фактура и даже запах. У веб-комикса нет таких качеств, он виртуален, неосязаем, вы не прочитаете его, если у вас выключили свет дома. А книга в твёрдом переплёте гордо стоит на полке».

 

– Сколько времени занимает создание комикса? Что труднее: отшлифовать сюжет или довести до идеала картинку?

– Как я и говорил, картинка и сюжет для меня одинаково важны. У меня комиксы занимают почти всё свободное время. Хочу заметить, что я стараюсь работать над проектом не больше двух лет, по ряду причин. Человек с годами сильно меняется. Если рисовать одно и то же слишком долго, вам это наскучит. Поэтому я всегда советую начинающим авторам начинать с небольших историй. Взять на себя 300-страничный комикс — это большая ответственность.

 

– Что в работе над комиксом сложнее всего?

– Самое сложное — не отвлекаться от работы. Когда ничто не мешает, проблем не возникает. А если времени на рисование не хватает, то оно надолго растягивается, и становится гораздо труднее сохранять баланс в истории и графике.

 

– Как Вы оцениваете состояние комикс-индустрии в России? Могут ли у нас когда-нибудь появиться реальные конкуренты Marvel и DC?

– Конечно, могут. Но я не думаю, что нам нужно создавать свои прототипы супергероев. Отечественный комикс другой, он глубже, познавательнее. Если и создавать конкуренцию, то авторским комиксам.

 

– Что нового Вы хотели бы привнести в комикс-индустрию?

– Хотелось бы, чтобы отечественный читатель доверял отечественным авторам. Для этого нужны хорошие истории, хорошие художники и добросовестные издатели. И всё это у нас есть, нужно работать, работать…

 

– Есть ли у Вас какая-то большая цель, которая является для Вас двигателем прогресса?

– Есть – я хочу радовать людей. Никогда не сочиняю безысходно плохих историй, от которых портится настроение. В любой истории стараюсь дать читателю надежду на лучшее. Интересная история всегда радует. Если же она хорошо нарисована, то радует вдвойне. Отсюда и желание рисовать и выдумывать лучше.

 

– Что бы Вы могли пожелать людям, которые ещё не выбрали свое направление в творчестве, но очень этого хотят?

– Ответ очевиден — пробовать разное, а найдя что-то по душе, не лениться, ведь чем больше труда вложено, тем круче результат!

 

В рамках встречи Константин сказал: «Если нужно что-то сделать – сделай сам, и сделай это хорошо». Именно поэтому все его работы полны смысла, и их интересно читать. Неважно, сколько вам лет и чем вы занимаетесь в жизни, является ли искусство вашей профессией, хобби или мечтой – важно, что никогда не поздно заняться творчеством. И это не будет с вашей стороны проявлением эгоизма, тщеславия или глупости.

 

Василиса Кетова,
юнкор Детского информационного агентства