В «Цветах Победы» победили все!

13 января 2020 , 07:37

23 декабря, в снежный зимний понедельник, на базе пермского Дома учителя прошла церемония закрытия проекта «Цвета Победы»*. Цель проекта – сохранить военную историю школ, которые во время Великой Отечественной войны были эвакуационными госпиталями.

 

В проекте приняли участие пять команд из школ №№32, 47, 61, гимназии №6 и школы №107 (в тандеме с лицеем №8). Проект объединил художественное и краеведческое направления деятельности.

 

В течение трех месяцев школьники постигали азы художественного мастерства и дизайна интерьера. Под руководством художницы Анны Шайдуровой ребята разработали макеты арт-панно. Далее с помощью дизайнеров и мастера-декоратора Леонида Думкина, вооружившись профессиональными красками и штукатурками от пермского «Декор-Центра», наносили изображения на стены своих школ.

 

Благодаря помощи дизайнеров интерьера Ирины Сковородиной, Юлии Матрунич, Татьяны Горшковой и Дарьи Капрановой, которые вдохновились патриотическим проектом, на стенах каждой школы-участницы появились красочные и трогательные арт-панно: голубь в школе №61, солдат в гимназии №6, медсестра со школьницей в школе №107 (ныне лицей №8), госпиталь в школе №47 и ученик в школе №32.

 

В рамках краеведческого направления в школах проходили занятия по архивной и поисковой деятельности под руководством краеведа Фёдора Владимировича Гладышева и аспирантки филологического факультета ПГНИУ Анастасии Сергеевны Беломестновой. Были организованы встречи с ветеранами, экскурсии в ПГМУ, в музей ПГФА, в государственный архив социально-политической истории, в государственный архив Пермского края, и в городские библиотеки. Итогом этого направления стали стенды со справкой об истории школы в годы войны.

 

Стоит отметить, что в некоторых школах многие годы уже велась краеведческая работа. Так, например, в школе №47 есть музей, посвященный её военной истории. Директор музея Светлана Борисовна Городилова добросовестно собирает информацию по крупицам и хранит её для нынешнего и будущего поколений. В гимназии №6 и школе №107 также большое внимание уделяется сохранению истории: в них школах проект «Цвета Победы» встречали подготовленные и инициативные кураторы: Светлана Валентиновна Головаш и Александра Юрьевна Андронова из гимназии №6, Лидия Григорьевна Шаклеина, Наталья Викторовна Старицына и Полина Игоревна Ясинецкая из школ №107 и лицея №8.

 

У школ №61 и №32 практически не сохранилось никаких данных о военном госпитале, расположенном в её стенах. Поэтому ребята посещали архивы и сами искали информацию. Именно в этих двух школах была проделана громадная поисковая работа – и всё благодаря инициативным и неравнодушным ученикам и их ответственным кураторам: Галине Егоровне Гомзяковой из школы №61 и Надежде Александровне Белоусовой и Юлии Станиславовне Верзаковой из школы №32.

 

На церемонии закрытия проекта все участники прибыли немного взволнованными. Одни ребята репетировали свои выступления в коридоре перед залом, другим давали наставления их педагоги. Все были хорошо готовы к защите своих презентаций, цель которых – рассказать о проекте: отразить ход работы и продемонстрировать итоговые продукты.

 

Первое место в общекомандном зачете заняла школа №61, второе – гимназия №6, третье – школа №47. Спецприз за «Лучшую командую работу» получил лицей №8 в тандеме со школой №107, за «Краеведческую деятельность» – гимназия №6, за «Художественную деятельность» – школа №47.

Были и индивидуальные призы: Леонид Витальевич Думкин, мастер, который работал с ребятами в каждой школе над арт-панно, подарил именную кельму ученику школы №47 Фёдору Ковину – за инициативу и неравнодушие к работе, а также вручил спецпризы Василине Баженовой и Ксении Шабалиной, ученицам школы №32 – за трудолюбие и мастерство.

 

Кроме того, в рамках проекта была создана интерактивная карта пермских школ-госпиталей. В ближайшее время на ней будет размещены вся информация, собранная школами-участницами. В будущем планируется расширить интерактивную карту эвакуационных госпиталей, пополнив её данными со всего Пермского края.

 

Оксана Дробченко

 

*Проект был поддержан Администрацией губернатора Пермского края в рамках конкурса социальных и гражданских инициатив.

 

Об арт-панно рассказывают учителя-кураторы проекта:

 

Галина Егоровна Гомзякова, куратор проекта в школе №61:

– Четыре полоски, изображенные на арт-панно, символизируют четыре года войны и четыре года работы эвакогоспиталя. На первой полосе изображен солдат, на второй – военный самолет, на третьей – старая стена, полуразрушенная после бомбежки, на четвёртой полосе – здание школы. Эвакогоспиталь в нашей школе специализировался на хирургии, поэтому на арт-панно есть красный цвет как символ крови и войны. Большой белый голубь с оливковой веточкой в клюве – символ мира и надежды. Над проектом мы работали с удовольствием. Было привлечено много ребят и учителей. Я считаю, что цель проекта серьёзная и правильная. За время работы мы посетили много архивов, собирали по крупицам материал об эвакогоспитале, который располагался в стенах нашей школы.

 

Юлия Станиславовна Верзакова, куратор проекта в школе №32:

– На арт-панно изображен силуэт ученика школы. Цветок в его руках – это символ памяти. Пермский край в годы Великой Отечественной Войны был тылом, поэтому на заднем плане мы решили изобразить дома и заводы. Танк напоминает о том, что в Перми был танковый корпус. Самым сложным этапом в создании арт-панно была его разработка. Непросто воплотить все мысли в одном рисунке. Но дизайнеры очень нам в этом помогли! Получилось здорово.

 

Светлана Валентиновна Головаш, куратор проекта в гимназии №6:

– На панно мы решили изобразить солдата в пилотке, санитарную сумку и повязку с красным крестом. За основу взяли реальные письма, которые сохранились в архиве нашей школы. Это письма солдат, работников эвакогоспиталя, детей и учителей. В ноябре мы активно работали с архивом, а в декабре уже наносили на стену рисунок. В разработке концепции рисунка нам очень помогли дизайнеры. Ребята выразили свои пожелания, что они хотели бы видеть на стене, а дизайнеры помогли воплотить их идеи в жизнь.

 

Светлана Борисовна Городилова, куратор проекта в школе №47:

– Что будет изображено на панно, придумывали дети, а дизайнеры помогли и доработали наши наброски. На панно изображено старое здание школы, на фасаде которого – пятиконечная красная звезда. Также вы можете увидеть четырех медсестер эвакогоспиталя и прочитать реально существующий текст из блокнотного листа.

В создании арт-панно принимали участи дети 6-11 классов. Что было самым сложным? Организовать работу, собрать их вместе. Мы были рады участию в проекте. Благодаря ему проделали колоссальную работу в школьном музее, подняли архивы и узнали, что в нашей школе за годы войны существовало два эвакогоспиталя.

 

Полина Игоревна Ясинецкая, куратор проекта в лицее №8 и школе №107

На арт-панно изображены врач и школьница. Как известно, в годы войны дети приходили в эвакогоспитали и помогали раненым солдатам. В открытом окне показана жизнь без войны, надежда на светлое будущее. А из окна летят письма, которые писали солдаты домой. Всего на нанесение рисунка у нас ушло три дня. Иногда возникали трудности: например, было тяжело выравнивать поверхность. Но зато работать с красками понравилось всем!