ОСТАНОВКА ВО ВРЕМЕНИ

17 мая 2023 , 16:48

АУДИОГИД

 

Прогуливаясь по улицам Перми, мы не часто задумываемся о том, что нас окружает. Чаще всего мы куда-то спешим, нам не хватает времени. Время скоротечно. Но надо остановиться, оглянутся и посмотреть, что же нам подарило время. Идея нашей работы заключается в том, чтобы показать, как менялось со временем представление об искусстве и арт-объекты, которые облагораживают наш город.

 

Первый арт-объект – «Пермяк – солёные уши»

«Пермяк – солёные уши» – достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.

Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.

 

Скульптура расположена на центральной улице города – Комсомольском проспекте – около гостиницы «Прикамье». Памятник был открыт 1 апреля 2006 года. Автор скульптурной композиции – Рустам Исмагилов. Это весьма необычная скульптура, которая быстро стала неотъемлемой частью города. Да и само выражение появилось не случайно, поэтому узнать его историю будет полезно каждому, кто интересуется историей наших мест.

 

«Пермяк – солёные уши» – традиционное прозвище жителей пермских земель, одна из основ региональной идентичности жителей края. Связано это  с распространённым в крае промыслом солеварения.

 

Истоки появления этого выражения уходят в XV век. Дело в том, что на берегах реки Усолки тогда начали работу первые солеварницы. В начале следующего века населённый пункт стал известен как Соль Камская. Спустя некоторое время город стал крупным центром по добыче соли. Месторождений в европейской части России не существовало, поэтому залежи на Урале стали настоящим спасением.

 

А вот простым людям, работающим на добыче, приходилось очень нелегко хотя бы потому, что носить им приходилось огромные мешки – по 4 пуда (64 килограмма).

Для работников такой труд не проходил бесследно: минерал въедался в кожу, вызывая зуд и аллергию. Больше всего страдали уши: всегда были красного цвета с шелушащейся кожей. Именно по ушам и можно было определить людей, причастных к этому промыслу.

 

Далее – арт-объект «Кама-река»

Скульптура представляет собой пять столбов из кунгурского известняка, на трёх из которых стоит ладья, отлитая из чёрного уральского металла, символизирующая полноводную реку Каму. Композиция была открыта 12 июня 2010 года.

 

Известняковые столбы украшены языческими символами и копиями пластин, относящихся к Пермскому звериному стилю. В центре Евразии пересекались пути – дороги из Европы и Средней Азии в Сибирь. На месте пересечения этих путей, в Верхнем Прикамье, возникла цивилизация с уникальной культурой.

 

Несколько интересных фактов о Пермском зверином стиле:

К Пермскому звериному стилю относят пластины, выполненные методом плоского литья, в период с VI по XII века н.э. Название «Пермский» стиль получил за то, что именно на территории Прикамья в больших количествах находили металлические изделия с характерным исполнением.

 

Яркие образы Пермского звериного стиля – антропоморфные человек-лось, птицы с человеческими лицами, ящеры.

 

Человек эпохи Пермского звериного стиля всегда носил с собой/на себе для защиты и помощи в опасной ситуации какой-либо предмет с изображением антропоморфного существа:

  • бляхи и пряжки с медведем защищали владельца,
  • птицы на косах женщин (ипостаси богинь-матерей) дарили удачу в домашних делах,
  • крылатые собаки защищали от недобрых духов.

 

Ученые делят изделия звериного стиля на две группы :

Первая группа – это пермско-печорская бронзовая «ажурная» пластика культового назначения. Самыми выразительными являются трехъярусные космогонические композиции с богиней в центре. Верхний ярус – головы лосей, небесный лик, птицы-души ассоциируются с Верхним миром небесных божеств; средний – с земным миром людей и животных, повелителем которого является божество (богиня-мать) в центре; ящер под ногами персонажа обозначает границу Нижнего невидимого мира.

Визитной карточкой Пермского звериного стиля является человеколось, а точнее, сложный уникальный образ человека-птицы-лося, который нигде больше не существует на просторах Евразии.

 

Вторая группа – зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе обычно относят прикладные и декоративные изделия: украшения и принадлежности костюма – пряжки, застёжки, браслеты и подвески.

 

Недалеко от «Камы-реки» находится ещё одна скульптура, посвящённая Пермскому краю:

Полностью эта скульптура называется «Легенда о Пермском медведе», однако горожане предпочитают называть её просто памятник медведю или мишкой у ЦУМа. Почему именно медведь? Всё очень просто! Именно медведь изображён на гербе Перми – для Прикамья это знаковый зверь. У коренных народов Пермского края медведь был священным животным. Например, бляшка с изображением медведя в «жертвенной позе» является неофициальным символом Пермского края.

Многие пермяки считают, что если потереть мишке нос, то желание обязательно сбудется.

 

Арт-объект «Власть»

Перед зданием Законодательного собрания Пермского края находятся шесть скамеек серого цвета в виде букв, составляющих слово «Власть». Данный арт-объект был установлен в 2010 году в рамках программы «Музей в городе» вместе с другими арт-объектами, такими, как «Яблоко» около библиотеки им. Горького.

«Власть» появилась во времена так называемой Пермской культурной революции 2010-х годов. Сегодня шесть железобетонных букв не только привлекают внимание туристов и жителей города, но и озадачивают многих из них.

 

Арт-объект «Яблоко»

«Яблоко» появилось возле библиотеки им. Горького в 2010 году. Выполнена скульптура в стиле абстракционизма и представляет собой яблоко высотой до трёх метров, обделанное плиткой зелёного цвета. Автор скульптуры – Жанна Кадырова. По словам автора, её произведение символизирует общество потребления.

 

Вот и подходит к концу наша «остановка во времени»! Мы прошли с вами от памятников, направленных на сохранение исторической и культурной памяти, до арт-объектов, подчас вызывающих противоречивые эмоции, но заставляющих задуматься.

 

Команда МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми